Андрей Коболев стал главой НАК «Нафтогаз» (Украина) семь месяцев назад. Тогда мы про него почти ничего не знали. Это касается всех: как профильных журналистов, так и участников рынка. Про обычных обывателей говорить вообще ничего не стоит. Это был совершенно новый человек для всех нас. Об этом сообщают журналисты издания «Биржевой лидер».
Таким образом, Коболев занял пост главы данной компании, пожалуй, в самое сложное время для нее: Украина находилась в сложном переговорном процессе с компанией «Газпром» (Российская Федерация). Тогда решался вопрос по стоимости импортного газа. Также были вопросы, которые связаны с реверсом поставок газа. Именно в данном процесс российская сторона хотела помешать Украине, тем самым начиная давить на Европу.
В это же время предприятия, которые входят в коммунальный сектор, а также промышленники не торопятся платить по газовым долгам. В сентябре текущего года «Fortune» (США) решил включить Коболева в рейтинг самых влиятельных и важных фигур в бизнесе до сорока лет. Таким образом, тридцатипятилетний занял в нем четвертую позицию за «тонкое искусство по убеждению: компания «Газпром» продолжила заниматься поставками газа, а соотечественники – утеплять свое жилье».
Отметим, что Коболев и руководство Министерства энергетики на самом деле занимали достаточно жесткую позицию все время в процессе переговоров и до последнего занимались лоббированием варианта, по которому Украина сможет пройти зиму без газа из Российской Федерации. К зиме украинская сторона вела подготовку – в течение последних нескольких месяцев компании «Нафтогаз» удалось дойти к тому, чтобы был организован реверс через три страны (Венгрия, Словакия и Польша), а также подписать контракты с компанией «Statoil» (Норвегия).
Почти полгода сложного процесса по переговорам завершились подписание в городе Брюссель так называемого «зимнего пакета». Европе удалось с облегчением вздохнуть, в то время как Украина получила возможность совершать покупки газа по адекватной цене, а также в том количестве, которое необходимо данному государству. Финальная точка была поставлена в споре на счет стоимости газа со стороны арбитража в Стокгольме.
Таким образом, в интервью для издания «Украинская правда» Коболев решил рассказать про его перспективы, будущие переговоры, а также о том, когда Украина сможет окончательно лишить себя зависимости то российского газового монополиста.
Что рассказал Коболев?
Как вам может быть известно, «зимний пакет» уже подписан. Именно по этой причине Коболев решил рассказать о том, остался ли он доволен тем договоренностям, которые в итоге были подписаны. Таким образом, Коболев подчеркнул следующее: «Моим главным недовольством в данном вопросе заключается в том, что, по большому счету, мы решили пойти по менее рискованному варианту. Мы смогли бы этой зимой попытаться, внедряя некоторые экономические меры, контролируя ключевые неэффективные элементы потребления, а их у нас достаточно много, снизить потребление, а также, само собой, пройти зиму без газа Российской Федерации. Меня за подобную позицию довольно-таки часто критикуют, однако для государства это было бы достаточно полезно. Все дело в том, что нам необходимо избавиться от нескольких мифов, которые внедрялись в сознание жителей Украины достаточно давно. Миф, что без газа со стороны Российской Федерации мы все умрем. Это вовсе не так. Нам необходимо самим себе доказать, что это вовсе не так. Именно эти договоренности, которые в итоге были приняты, делались для этого. Это было сделано в какой-то мере из-за давления. Это позиция Европейского Союза. Здесь компания «Нафтогаз» и украинская газовая отрасль должны быть решением, но никак не проблемой. А если бы мы этих договоренностей все же не достигли, у нас проблема так и была. Проблемой, которая говорила бы про риск прерывания транзита, например, про непредсказуемость газовых поставок для Европы. С данной точки зрения на переговорах у нас было достаточно серьезное преимущество, которого не было еще в 2009 году. Это единство позиций премьер-министра и президента. В прошлый кризис по газу между этими двумя ролями был конфликт. Именно это и стоило Украинскому государство достаточно многого. Отношение к нам со стороны западных партнеров во многом зависит от того, насколько все же мы готовы заниматься тем, чтобы решать собственные проблемы. Эти риски и проблемы для нас имели два ключевых негативных аспекта. Первый – узкоотраслевой, о котором лично я сильно переживаю, так как это дало бы возможность апологетам Южного потока для Европы говорить о том, что Украина является проблемой постоянной, поэтому пока от страны в цепочки не избавиться, то проблемы у Европы с газом все еще будут. Таким образом, на нас хотели все сбросить, но этого не вышло».
Помимо всего прочего, он отметил следующее: «Есть очень важный момент, чего мы еще добились по части гарантий. Я не особо большой эксперт в Минских соглашениях, однако в нашей ситуации российская компания все же дала гарантию Европе. Они смогли в итоге подписать протокол. Таким образом, у нас есть документы, которые свидетельствуют о том, что цена не будет меняться, а также компания «Газпром» не будет прерывать поставки и мешать совершению транзита».