Характеристика изменений в экономике на территории Донбасса, подконтрольной боевикам, является темой сложной и популярной на данное время. О реалиях предпринимательской деятельности рассказал журналист Максим Бутченко в публикации российского интернет-издания «Slon». Об этом информируют корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров «Биржевой лидер».
В характеристике изменения условий ведения предпринимательской деятельности показательным является пример рынка в городе Ровеньки, Луганской области. Контроль над торговлей ведет группа из трех человек, двое из которых при «проверках» вооружены. Группа наблюдает за процессом ценообразования и следит за тем, чтобы стоимость товаров не была слишком высокой.
Группа контролеров именуется временной администрацией рынка. До начала нестабильности на Донбассе у рынка был владелец, который покинул подконтрольную боевикам территорию сразу же после майского референдума. Ручное руководство рынком реализовывается боевиками. Примечательно и то, что такая ситуация наблюдается практически во всех населенных пунктах, на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями.
С начала лета деятельность в мятежном регионе прекратили украинские банки, и государственные, и частные. Причиной такого решения финансистов стало игнорирование террористами всех украинских законов, рост количества грабежей, как инкассаторских машин, так и самих финучреждений.
Результатом изменений, произошедших на территории Донбасса за минувшие полгода, стало значительное переформатирование предпринимательской деятельности. Множество бизнесменов из территории, подконтрольной террористам, уехали. Тех, кто остался, поставили перед выбором – платить налоги в бюджет «народной республики» или прекращать хозяйственную деятельность.
Среди реалий нынешней жизни под террористической «властью» указывает журналист и на незавидную судьбу крупных предприятий. Немало промышленных предприятий закрылись. В числе остальных есть значительное количество фабрик, магазинов, торговых центров, которые в лучших традициях 1917 года оказались «национализированными».
Бутченко характеризует бизнес-среду Донбасса, как большой котел, некогда бурлящий, под которым угас огонь. Жидкость в котле-Донбассе остается еще теплой, однако дальнейшее продолжение такой ситуации весьма сомнительно. Экономисты указывают, что минимальная активность предпринимателей сохранится еще на протяжении времени, не превышающего полгода.
Парадоксальной, однако, является реакция на происходящие события со стороны населения мятежного региона. Очевидных проблем жители предпочитают не замечать, в детали происходящего не вдаваться. Соответственно, вера в светлое будущее мифической страны «Новороссии» среди населения сохраняется. В частности, присутствует и вера в восстановление экономики региона.
Управление территорией по-новому.
После того, как свою деятельность на подконтрольной незаконным вооруженным формированиям территории прекратили банки, закрылись и Налоговая служба, и Казначейство, затем отделения Пенсионного фонда и социальных служб. Функции управления населенными пунктами взяли на себя представители незаконных вооруженных формирований.
Обычной практикой стало формирование городских элит из пролетариата. Так, в Стаханове руководство осуществляется бывшим каменщиком Павлом Дремовым. Игорь Кулькин, управляющий сейчас Ровеньками, также представляет рабочий класс, до недавнего времени он работал электросварщиком. Бывшие главы населенных пунктов также остались возле «властной верхушки», однако реальной влиятельностью похвастаться теперь не могут.
Коммерсанты небольшого масштаба теперь обязаны выполнять распоряжения комендатур. Вопросами налогообложения также всецело занимается местная власть, предварительно сформированная из сторонников террористических организаций. Особенности налогообложения можно продемонстрировать на примере новых «правил» для предпринимателей Свердловска.
Комендатура этого населенного пункта выдала распоряжение о начале перерегистрации всех предпринимателей, юридических лиц. Возле «Народной налоговой» выстроились очереди из законопослушных граждан, не желающих иметь проблем с «новой властью». Проводить перерегистрацию представители «народной республики» бесплатно, конечно же, не будут.
Бизнесменам, желающим пройти процедуру легализации предпринимательской деятельности по новым правилам, следует оплатить 100 гривен за перерегистрацию. Сразу же новоиспеченных предпринимателей просят уплатить стоимость патента, это еще 200 гривен. Также среди необходимых платежей значится налогообложение владельцев земель. Примечательно и то, что земельный налог «народные налоговики» собирают и за текущий год, и за прошлый. Платежи принимаются только в порядке внесения наличных.
Установлена своя система налогообложения и на территории подконтрольной боевикам из «народной республики» Донецка. Стоит отметить, что по «новым правилам» работают только мелкие предприятия и некоторые представители бизнеса среднего масштаба. Крупные компании, среди которых, в частности, и ДТЭК Рината Ахметова, продолжают платить налоги в украинский бюджет.