21 ноября прошлого года правительство Украины утвердило решение приостановить процесс формальной подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, что объяснялось для общественности необходимостью "принятия мер касательно национальной безопасности страны", а также "более подробного изучения", направленных на восстановление "потерянных контрактов в торгово-экономических отношениях с Россией и другими государствами СНГ". "Данное решение стало точкой старта тех событий, которые не только Украинское государство, но и Россия со всем мировым сообществом расхлебывают по сей день", - пишет Татьяна Становая на страницах интернет-издания Slon.
Пути обратно нет, однако есть возможность подвести результаты. Итак, вложившись в масштабный рискованный проект "Украина без Евросоюза и НАТО", Российская Федерация, безусловно, что-то смогла приобрести. Первое – она получила Крым. На деле же Крым – это большой бонус, доставшийся без каких-либо хитроумных сложных планов и больших усилий. "Крым было просто невозможно не забрать, особенно для президента России", - отмечает автор.
Второе – несмотря на то, что украинская революция добилась своего, новый президент Петр Порошенко все-таки был вынужден пойти на приостановку реализации экономических пунктов соглашения с Евросоюзом об ассоциации на целый год. Это тоже служит предметом гордости российских пропагандистов: как любят твердить они, революционеры достигли того же, с чего были начаты беспорядки. Мол, Российское государство было право, убеждая украинское правительство не спешить с ассоциацией. Да вот только не любят говорить эти пропагандисты, что в том случае, если бы Кремль не давил на Европу, возможно, и была бы реализована экономическая часть вместе с основным соглашением уже давно. Да и гарантий Кремль так и не получил: Кремлю приходится просто мириться с обещанием Киева касательно того, что пункты экономической части пока не будут реализованы.
Третье достижение Кремля – блокирование атлантической интеграции Украинского государства посредством конструирования "долгоживущей" зоны нестабильности в восточной части страны.
НАТО и без этого государство Украина не особо было нужно, а с отобранным Крымом и долгосрочным нешуточным военным конфликтом – и подавно. Если, конечно, Соединенные Штаты и Германия не захотят проявить политическую волю и не пойдут в этой игре вопреки устоявшимся принципам, сделав для Украины исключение.
Подошли к последнему, четвертому достижению – минскому процессу. Надо уж признать, что он на деле оказался гораздо более эффективным, чем ожидалось. Около двух месяцев он обеспечивает хоть какое-то перемирие и хотя бы призрачную надежду на то, что конфликт будет заморожен.
Обратимся теперь к списку утрат Кремля, и тут придется запастись терпением. Главная потеря – приобретение катастрофического недоверия со стороны Запада к Российской Федерации, а точнее – лично к президенту России. Диалог с Москвой был закончен, на смену ему пришел язык постоянных ультиматумов. Россию выбросили из G8, Путин преждевременно бежал с саммита "Большой двадцатки", а Ангела Меркель прямо заявляет, что время правления Владимира Путина однажды закончится. Запад ставит на смену режима. Конец мечтам о Российской Федерации как части большого круга "вершителей мировых судеб". Сейчас Россию уже ставят в один ряд угроз с вирусом Эбола.
Отсюда вытекает второе – разворачивание мощнейшей политики, направленной на сдерживание, со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов в отношении России, которые впервые с момента крушения СССР действуют едино по вопросам взаимосвязей с РФ. Про последствия введенных масштабных углубленных санкций нужно писать в отдельной статье. Но уже становится очевидным, что это приведет к большому дефициту ресурсов, росту конкуренции внутри групп влияния на финансовую систему, к рискам соцвзрыва, застою, банковским рискам, большой зависимости от Китая и замораживанию ТЭКа. И, нужно отметить, что это далеко не полный список возможных потерь и ущербов России, а только самые значимые. "Сюда же, - пишет Становая, - нужно добавить отдельным абзацем и про крах российско-немецкой дружбы". Теперь вместо опоры на государства Старого Света Российской Федерации приходится заигрывать с правительством Сербии и утешать себя эпатажным главой Чехии. А в своем время они посмеивались над, так сказать, "дружком" Берлускони.
Украина поставила цель вступления в НАТО.
Подошли к третьему – Россия познала проигрыш в игре за легитимность новой украинской власти. Пытаясь хоть что-то выторговать для себя взамен на признание легитимности выборов главы Украины в мае, Кремль не получил ровным счетом ничего. Нелегитимность Виктора Януковича, которого Москва защищала, как президента государства, несколько месяцев после дня, когда он бежал, пришлось признать де-факто. Все требования, касающиеся федерализации Украинского государства, утратили актуальность. Как Москва ни пыталась, но не то что вникнуть в конституционный процесс, а даже просто подойти поближе к нему России не удалось.
Ну и четвертое – никаких гарантий невступления Украинского государства в НАТО России не удастся получить. "Только сегодня, 21 ноября, победители выборов в украинский парламент подписали коалиционное соглашение, а в нем четко прописана цель вступления в НАТО", - подвела итог Татьяна Становая.