В городах, которые подконтрольны ДНР и ЛНР, не так давно начались масштабные голодные бунты. Например, в сентябре и октябре такая волна прокатилась по Луганщине, в ноябре она уже дошла до Донетчины. Последний бунт прошел в Макеевке третьего ноября. Местные перекрыли дорогу возле здания исполкома и потребовали даже не зарплат, а хотя бы талонов на получение гумпомощи. «Вскоре на митинг приехали террористы с оружием, но, к счастью обошлось без человеческих жертв и пострадавших», - отмечают специалисты онлайн-издания «Биржевой лидер».
Как известно, с июня казначейство Украины в конфликтном регионе прекратило работу. Не выдаются никакие зарплаты бюджетникам, вообще не оплачиваются необходимые продукты питания в детсадах и школах, не проходят соцвыплаты. Де-юре вся зона АТО остается украинской территорией, а де-факто от людей, там живущих, Киев фактически полностью отказался.
Полностью закрыты доступы к реестрам — наследственному, имущественным, реестру исполнительных производств, а с недавних пор даже к реестру актов гражданского состояния. Другими словами, зарегистрировать свой брак, рождение малыша или получить необходимую справку о смерти на Донбассе теперь невозможно.
Зато работают многие отделения Ощадбанка. Наличные в зону АТО не завозят, но оформить себе карточку, погасить кредит или снять какие-то деньги со счетов возможно (все от того зависит, есть ли наличные в кассе).
В Луганске работают только 7 школ и 20 детсадов. В Алчевске новый учебный год начали 5 тысяч школьников, в детсады пошли немногим больше тысячи детей. В Донецке, где, согласно подсчетам мэрии, остаются 700 тысяч человек, первого октября открылось около ста школ. «В школах обеды с собой дают родители, а завтраки выделяют из гумпомощи, которую в город привозят, — рассказывает жительница Алчевска. — В садиках намного сложнее. «Ополченцы» с родителей деньги брать запретили, а как кормить детей, забыли рассказать. Поэтому родители самостоятельно закупают продукты».
Аналогичная ситуация в больницах — медсестры, врачи, родственники больных продукты из дома приносят, а потом готовят «все в общем котле». О зарплате здесь забыли еще летом. Власти ДНР-ЛНР, обещавшие социальный рай, совсем не торопятся на себя брать ответственность за людей, и от Киева требуют денег на выплаты.
В августе депутаты ДНР-ЛНР приняли «законы» о детских пособиях, пенсиях и бюджетникам гарантировали зарплаты. «Нас вызвали из всех отпусков. Тех, кто выехать не может, заставили написать заявления о приеме на работу в т. н. «сферу образования ЛНР», пообещали зарплату с осени, — говорит учительница одной из школ Луганска — Но ни копейки до сих пор».
Не получают и силовики денег. Как сообщил один их бывших милиционеров Алчевска, с теми, кто согласился сотрудничать с ЛНР, расплачиваются только пайками. Такая же ситуация с коммунальщиками и врачами.
Следует отметить, что женщины поселка Фащевка (Луганщина) заставили террористов полностью убрать военную технику с улиц, откуда те обстреливали позиции украинских силовиков в районе Дебальцево. «Людей достало, что они стреляют с огородов и дворов, а потом ответка прилетает по жилым кварталам. Вот люди и не выдержали», – рассказала активистка местного движения «Женский батальон народного гнева». Жительницы поселка заставили вывести технику регулярных российских войск.
А на Южном автовокзале города Донецка вот уже несколько дней не прекращается столпотворение. Дончане – в большинстве своем люди пенсионного возраста – пробуют выехать в города, подконтрольные Киеву, чтобы переоформить свои пенсии. К конечному дню переоформления, после которого, как считается, будут прекращены все без исключения пенсионные и финансовые отношения с жителями сел и городов, подконтрольных ДНР – 1 декабря, число людей у касс на «Южном» каждодневно увеличивается.
Казаки обвиняют главу ЛНР в обворовании «народа».
Среди террористов не прекращаются внутренние разборки. Так, «командующий 1-го полка им. Платова войска Донского» П. Дремов заявил, что сейчас казаки «не в угоду» главе ЛНР Плотницкому. Они не дают воровать новоявленной «власти».
«На станции Сентяновка стоит партия арестованного угля, который в документах записан, как шлак. Но там лежит т. н. антрацит-семечка, который в три раза дороже стоит. Получатель - Херсон. Потом это все переправляют в Одессу. Схема проста: вывозится в море, разворачивается и сюда заходит под эгидой угля с Южной Африки. Все просто. Идет полное разворовывание того, что принадлежит народу», - заявил Дремов.
За независимость Донбасса сейчас выступают 16 процентов местных.
По данным соцопроса, независимость Донбасса от Украины сегодня поддерживает лишь 16 процентов местных жителей, что во многом расходится с данными самих сепаратистов. При этом 32 процента жителей Донбасса - за наделение региона спецстатусом в составе Украины.
«Независимость Донбасса от Украины в наше время поддерживает лишь 16 процентов, а число украинцев, выступающих за продолжение активной фаза АТО на востоке, растет. Доля граждан, поддерживающих военные действия до полной победы, в ноябре выросла на 12 процентов по сравнению с предыдущим месяцем и составляет 36 процентов», - говорится в сообщении.