В соответствии с Указом №875 президента Украины Петра Порошенко, в котором говорилось о решении принятом СНБО 14 ноября 2014 года для стабилизаци в зоне АТО социально-экономической ситуации, Министерством угольной промышленности Украины поручено с 28 ноября 2014 года прекратить всякую производственную, финансовую и хозяйственную деятельность госпредприятий, организаций, учреждений и объединений, которые относятся непосредственно к сфере управления Минэнергоугля, а также хозяйственных обществ, которые расположены и действуют в зоне АТО.
Об этом сообщается в приказе №841 от 25 ноября 2014 года министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана, обнародованного на сайте Минэнерго.
Кроме того, Продан поручил руководству предприятий подать предложения, которые решат проблему перемещения предприятий, находящихся в населенных пунктах, где органы украинской государственной власти осуществляют свои полномочия полностью или частично, эвакуировать работников (с их согласия), имущества и документации (по возможности) в населенные пункты, где эти полномочия осуществляются полностью.
Следует напомнить, что в зоне антитеррористической операции, по сообщениям ранее, уже произошло затопление шести шахт, обесточенных террористами. Об этом было сделано сообщение пресс-службой Минэнерго. В список затопленных из-за действий террористов шахт попали шахта «Октябрьский рудник», ш/у «Волынское» (Торезантрацит), шахта «Полтавская»(Орджоникидзеуголь),ш /у «Луганское» и шахта «Первомайская».
В частности, сообщается, что шахта «Первомайская» обстреляна террористами, в результате разрушена местная подстанция, уничтожен копер, 1200 работников шахты в Луганской области в поселке Михайловка Луганской области лишились работы. Затопление шахты происходит по причине отсутствия электроэнергии.
Шахты на Донбассе затапливаются террористами.
После заседания министерства Юрий Продан, министр энергетики и угольной промышленности, сообщил журналистам о том, что Украина теряет на Донбассе из-за затопления шахт террористами около 300 тысяч тонн угля. И тут же уточнил, что имеются в виду те шахты, которые невозможно даже восстановить, так, как они уже затоплены.
Подсчеты являются примерными, поскольку доступа к информации у правительства пока нет. Ситуация, в которой находится Донбасс, весьма неопределенная – Донбасс «находится между двумя огнями», поскольку самостоятельно обеспечить себя полностью энергоресурсами не может, Киев этого делать не хочет, а Россия не имеет на это полномочий как третья сторона. Кроме того, сейчас шахты на территории, подконтрольной сепаратистам, не работают.
По ранее опубликованному в СМИ сообщению спикера Информационно-аналитического центра СНБО Андрея Лысенко, террористами в Донецке затоплены несколько шахт, в числе которых шахта «Моспинская», «Трудовская» и «Октябрьская». Металлургические предприятия работают на минимальном пределе.
В связи с нарушенной поставкой по железной дороге, закончились запасы кокса и железной руды, а террористы вывезли машинами уголь из населенных пунктов Свердловска и Ровеньки Луганской области.
Ситуация с дефицитом угля беспокоит министерство энергетики, поскольку от его наличия зависит производство электроэнергии. Владимир Сапрыкин, независимый эксперт считает, что для прохождения всего зимнего периода, Украине необходимо иметь 5 миллионов тонн угля.
Валерий Боровик, эксперт в области энергетики, поддерживает мнение Сапрыкина и отмечает, что при отсутствии возможности восстановления снабжения угля, появятся большие проблемы с электроэнергией, поскольку «нет угля, нет газа – нет и электричества».
Попытка закупить уголь в ЮАР, предпринятая Минэнерго, оказалась невозможной из-за проверок поставки Генпрокуратурой на основании сомнений в администрации президента «чистоты» сделок. Поставки из России угля тоже застопорились. С точки зрения эксперта, при всей сложности отношений с Россией, Украина вынуждена покупать у нее и уголь и электроэнергию, понимая, что Россия может быть не совсем надежным партнером.
Для подписания контракта на поставку необходимо время около месяца. Украине выбирать не приходится, поскольку сезон отопительный уже начался и времени на поиски поставщика мало. Эксперт сетует на несогласованную работу Кабинета министров, Минэнерго и НАК Нафтогаза, которые должны были бы работать дружно, в одной команде, однако в жизни этого не наблюдается.
Поэтому вопрос, где брать уголь, остается открытым. Ахметов, по словам эксперта, покупает уголь в ДНР и ЛНР, но этого мало, покупать нужно и в России, и в Польше, в ЮАР и в Австралии. Эксперт Леонид Униговский предлагает воспользоваться увеличением закупок газа, как одним из выходов. Примерно 1,5 и больше миллиардов кубов газа необходимо закупить дополнительно, а также искать альтернативные источники угля. На это уйдет не один, а несколько месяцев.
Продержаться возможно около месяца, возможно больше, но это любительская оценка. Необходимо реально оценить возможности и ситуацию, - считает эксперт. Новые источники поставки угля необходимо искать уже с января – февраля.