По мнению Роуз Готмюллер, заместителя госсекретаря Соединенных Штатов, Украина, отказавшись в свое время от ядерного оружия, поступила совершенно правильно. Более детально мнение Готмюллер о правильности решения Киева в случае с отказом от ядерного оружия, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В своем интервью изданию "Украинская правда" Роуз Готмюллер заявила, что Украина, приняв, в свое время, решение отказаться от ядерного оружия, поступила совершенно правильно. Стоит отметить, что ответственным за переговоры об отказе Украины от ядерного арсенала, которые велись в 1994 году, была как раз нынешний заместитель госсекретаря США – тогда она была представителем Совбеза Соединенных Штатов.
В настоящее время Готмюллер занимает должность замглавы Государственного департамента по контролю над вооружениями и международной безопасности. На прошлой неделе она посетила Украину, приняв участие в состоявшемся в Харькове запуске экспериментального реактора, который был построен на средства, выделенные Соединенными Штатами Америки.
Замглавы Госдепа, по прошествии 20 лет после подписания Будапештского меморандума, с уверенностью говорит, что от подписания данного документа выиграла не только Украина, но и весь остальной мир. Она объяснила, что если бы тот ядерный арсенал, который достался Киеву после развала Советского Союза и дальше оставался бы в Украине, то на протяжении 20 лет эта страна являлась бы источником конфликтов и нестабильности на всем евразийском пространстве.
В свою очередь, ответственные действия украинского руководства стали стимулом для дальнейшего прогресса в процессе ядерного разоружения: после Украины решение отказаться от ядерного статуса приняли Казахстан и Беларусь – руководство этих стран также приняло решение присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия.
Если бы Украина не поддержала в свое время Будапештский меморандум, то, скорее всего, затем не удалось бы согласовать договор о сокращении наступательного вооружения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами. Роуз Готмюллер отметила, что российская сторона до последнего времени выполняла данное соглашение.
Если бы в Украине было ядерное оружие, Россия постаралась бы загнать ее в кризисную ситуацию гораздо раньше.
Комментируя распространенное мнение, что Москва вряд ли решилась бы атаковать Украину, если бы у Киева был бы ядерный арсенал, она заявила, что не согласна с подобным утверждением. Заместитель госсекретаря напомнила, что она уже говорила: в случае, если бы Украина не отказалась от своего ядерного арсенала, то превратилась бы в источник нестабильности, тогда как в течение последних двадцати лет страна, после отказа от ядерного оружия, жила в достаточной мере стабильной ситуации в плане ее безопасности. Если бы у Киева и дальше бы оставалось ядерное оружие, подобной привилегии у страны просто бы не было бы, поскольку Российская Федерация загнала бы Украину в кризисную ситуацию гораздо раньше, нежели это происходит в настоящее время.
Не стоит также забывать, что Украине в полной мере была выплачена денежная компенсация за обогащенный уран, который, согласно Будапештскому меморандуму, был вывезен с украинской территории – Киев получил все то, что ему причиталось в части "монетизации" отказа от ядерного оружия.
Готмюллер подчеркнула, что акцентирование внимания именно на Будапештском меморандуме является ошибкой. Стоит обратить внимание, что Россия своими действиями нарушила не только этот документ – действия Кремля противоречат ключевым принципам ОБСЕ, хартии ООН, целому ряду международных документов и соглашений, а также принципам нерушимости границ.
Пример 1969 года, когда Советский Союз стоял в шаге от атомной войны с Китаем, продемонстрировал – наличие ядерного арсенала не всегда является сдерживающим фактором. Люди склоняются к мысли, что наличие ядерного оружия является гарантией безопасности и стабильности. Однако в современном мире влияние ядерного арсенала является полностью противоположным этой мысли – ведь такое оружие может оказаться в руках террористов.
Вернувшись к Украинским реалиям, она спросила, что бы было в случае, если бы в Украине оставалось ядерное оружие в Донецке или в Луганске. Над этим стоит задуматься, и тогда можно будет понять – если бы страна сохранила ядерное оружие, было бы еще хуже, нежели сейчас.
Если Украина начнет восстанавливать свой ядерный потенциал, она превратиться в страну-изгоя.
Раскритиковала также Готмюллер и призывы к восстановлению ядерного потенциала в Украине. По ее мнению, в таком случае страна потеряет свою лидирующую роль в вопросе нераспространения ядерного оружия, потеряв при этом статус надежного партнера и преимущества, которые ожидают страну по итогам конференции, запланированной на весну следующего года, в ходе которой как раз будет рассматриваться данный вопрос.
Кроме того, Украина не получит большей безопасности – причины были указаны выше. И, наконец, если Киев все-таки решит пойти по пути изготовления ядерного оружия в стране, то Украину ожидает участь страны-изгоя, как это уже произошло с Ираном и с Северной Кореей. Вопрос в том, хочет ли сама Украина оказаться в компании этих стран.