Еще в 1989 году забастовки шахтеров встряхнули Союз, а также предвещали крах советской экономике. Тогда шахтеры требовали квартиру для каждой шахтерской семьи, требовали разрешить выходить на пенсию в 45-летнем возрасте, а также хорошо обеспечивать Донбасс продуктами.
Результатом забастовок стал принятый 3 августа 1990 года закон об «Экономической самостоятельности УССР». Этот закон был своего рода прологом украинской независимости. Однако это не решило проблемы угольной отрасли государства. Кризис был очень глубоким, и на протяжении следующих десяти лет забастовки сотрясали Украину почти каждый год.
Напомним, в 1993 году шахтеры восстали из-за резкого увеличения цен на колбасу (цена одного килограмма копченой колбасы равнялась 15 процентам зарплаты горнорабочего). Цены стабилизировались в 1995-96 годах, однако зарплаты выплачивались с задержкой.
В 1998 году (тогда задолженность перед шахтерами по зарплатам достигла 12-20 месяцев), в Луганске прошла забастовка, которая закончилась довольно масштабной дракой шахтеров с местным «Беркутом». Со временем забастовочное движение сошло на нет. Отрасль слабела, шахты закрывались, профсоюзы распадались, горняков становилось намного меньше, отрасль теряла былую мощь.
Под конец 1990-х экономическая ситуация постепенно стабилизировалась, а Донбасс из наиболее неспокойного региона государства превратился в цитадель «стабильности».
Причины донбасской «стабильности» довольно просты.
Популярное еще с 80-х утверждение, что Донбасс всех кормит, живет в шахтерской среде до сих пор. Это ложное убеждение определило поведение шахтеров во время недавних событий текущего года. Шахтеры поддержали боевиков и стали жертвами российской пропаганды. Их пугали не только распятыми мальчиками и черными трансплантологами Коломойского, но и закрытием шахт по требованию МВФ. Шахтеры обсуждали «достоверные данные» о том, что Запад стремится превратить Украинское государство в колонию, а также закрыть все ее заводы и шахты. Параллельно боевики раскручивали еще один миф – «Донбасс кормит Киев и Галичину».
Этой весной как одна сторона конфликта, так и другая, попыталась склонить шахтеров в свою сторону. Сторонники территориального единства говорили, что уголь Донбасса не нужен РФ, а сторонники сепаратистов говорили, что новая украинская власть закроет шахты, потому что она ненавидит Донбасс. Шахтеры поверили во вторую версию.
Массовых выступлений шахтеров против сепаратизма не случилось. Единственной акцией, где они выступили против Донецкой народной республики, был митинг шахтеров, работающих на шахте «Комсомолец Донбасса». Он состоялся в Кировском 22 июня.
Произошло это после того, как сепаратисты совершили на шахту разбойный налет. В Кировском утверждают, что митинг был проведен по команде сверху и не являлся стихийным протестом.
В митингах «народной республики» шахтеры участвовали намного охотнее. В Донецке 28 мая несколько сотен шахтеров из шахт Абакумова, Трудовская и Скочинского протестовали против АТО. Однако чаще на митингах сепаратистов шахтеры растворялись в толпе, никак не показывая свою профпринадлежность.
Стоит отметить, что после того, как часть территории Донбасса перешла в руки боевиков и шахты начали останавливаться из-за боевых действий, зарплаты на госшахтах выплачивать перестали.
Многие шахты остановлены и затоплены.
Николай Волынко, глава Независимого профсоюза шахтеров Донбасса, еще летом говорил о том, что такого рода ситуация может привести к забастовкам шахтеров уже против самих сепаратистов. Однако никаких выступлений до настоящего времени не последовало. «Я думаю, что шахтеры еще скажут по-настоящему свое слово. В настоящее время сопротивление уже нарастает. Несколько дней назад ДНРовцы хотели провести митинг в Шахтерске в свою поддержку, пришло три человека. Это указывает на то, что население, хотя и молча, однако начинает сопротивляться», - говорил Волынко.
С того времени на оккупированных территориях экономическая ситуация только ухудшилась, однако шахтеры на протестные акции так и не вышли.
Согласно словам Волынца, шахтеры государственных предприятий не получают заработную плату с июня месяца. Немного лучше ситуация на частных предприятиях - в угольных объединениях Ахметова «Свердловскантрацит», «Ровенькиантрацит» и «Краснодонуголь» продолжается добыча угля, а также выплата зарплат. Однако в Шахтерске, Первомайске, Торезе, Кировске, Снежном, Красном Луче зарплат шахтеры не видят.
При этом они не спешат обвинять в этом оккупационную власть. Шахтеры винят за это Киев и считают, что платить им должны не «республики», а Украина. Большинство шахтеров действительно морально поддерживают сепаратистов. Они даже становятся участниками разных бандформирований. Об этом рассказал тот же Волынец журналистам «Украинской правды». «Сказать, что шахтеры не поддерживают боевиков, нельзя. Часть шахтеров ходят на баррикады и блокпосты. Среди них даже есть погибшие. Они обмануты и разнообразными способами туда вовлечены, - отметил он.
Не раз сепаратисты говорили, что в составе некоторых военных формирований Донецкой народной республики есть батальон, который якобы полностью состоит из шахтеров. Если эта информация является правдивой, становится понятно, почему горняки на Донбассе не бастуют. Фактически это означало бы бастовать против самих себя. Признавать ответственность за собственные действия шахтеры не очень спешат и предпочитают во всем винить исключительно Украину.