Совсем недавно в центре города Донецка подвыпивший сепаратист в камуфляже приставал к прохожим и провоцировал драку. В это время к нему подошли два человека в новой форме с надписью «Полиция» и с АК в руках.
«Люди в такой форме в городе появились совсем недавно, - рассказывает коренной житель Донецка Сергей, который оказался невольным свидетелем этого происшествия. – Они куда-то увели этого ополченца, и больше я не видел его». Как отмечает российское интернет-издание Slon, на территории, которая в настоящее время контролируется самопровозглашенными «народными республиками», начинают активно создаваться структуры, которые лидеры «республик» называют правоохранительными. Это формирования двухсистемного органа – милиции и полиции. По задумке властей Луганска и Донецка, в первом случае на основе ополчения создастся новая организация под названием «народная милиция», а во втором - на остатках украинской милиции с привлечением экс-сотрудников МВД Украинского государства, образуется полиция.
На Луганщине устанавливаются законы «уличной справедливости».
Ситуация осложняется разночтением, а также законодательным обоснованием деятельности полиции - милиции, практически полным отсутствием прокуратуры и судов - официально украинские власти эти структуры вывезли в подконтрольные им города. В итоге на территориях разных населенных пунктов, а особенно на Луганщине, начинают устанавливаться свои законы и порядки, местные жители называют такого рода устои «уличной справедливостью».
Ополченец Денис Неделков говорит, что правила диктуются гражданской и военной комендатурой. К примеру, строго наказывается появление на улицах в нетрезвом состоянии после девяти часов вечера. По его словам, за это сулит наказание от трех до пятнадцати дней в подвале. Совершенно очевидно, что кроме суда на месте, никаких законных обоснований нет. «Зато везде порядок, никто даже ни пикнет. Мы и наркоманов гоняем», - рассказывает Неделков.
У каждого свои законы и порядки.
На территории Луганской народной республики в начале ноября текущего года объявили о создании органов правопорядка (причем двухформатных) – народной милиции и народной полиции.
Игорь Корнет, глава МВД ЛНР, рассказал о том, что бывшее украинское подразделение «Беркут» продолжает оставаться силовой основой правоохранительных органов, а дорожно-патрульной службы не будет - за соблюдение правил на дорогах будет отвечать патрульная служба. Согласно его словам, таким образом планируется бороться со взяточничеством.
Также Корнет отметил, что парламенту «республики» предстоит разработать Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы, поскольку без них работа правоохранителей очень затруднена.
Хотя затруднена – это слишком мягко сказано. Теоретически ЛНР - это часть территории Луганской области, которая контролируется сепаратистами. Однако фактически «народная республика» поделена на много разных сфер влияния, в большинстве по селам и городам. К примеру, Николай Козицын, лидер Всевеликого войска Донского, а также его казаки контролируют 30 сел и семь городов. Павел Дремов, комендант Стаханова, контролирует два города. Командир механизированной бригады под названием «Призрак» Алексей Мозговой, контролирует Алчевск и ближайшие села.
Исходя из этого, в каждом населенном пункте устанавливаются свои традиции и обычаи народного суда. Например, в Ровеньках нынешним летом местного таксиста, ездившего в нетрезвом состоянии, выпороли прилюдно плетьми. А в Антраците аналогичной процедуре были подвержены провинившиеся ополченцы.
Зарплата кому едой кому долларами.
Стоит отметить, что в «народной республике» существует большая неразбериха с выплатой зарплаты. Согласно отчету специальной мониторинговой миссии ОБСЕ за одиннадцатое ноября этого года, в Краснодоне сотрудникам полиции выдают зарплату едой. Продуктовый пайок состоит не только из тушенки и макарон, как обычно, но в виде премии еще отпускают по две курицы либо дюжину куриных окороков.
Однако такого рода ситуация наблюдается не везде. Неделков отмечает, что несколько дней назад казачьему ополчению (оно входит в состав народной милиции), выдали зарплату за октябрь месяц - по 400 американских долларов. Однако в целом по «народной республике» нет единой финансовой системы.
Законодательный вакуум.
Стоит отметить, что на территории Луганщины полностью отсутствует прокурорская служба. Николай, ранее работавший в прокуратуре Луганска, говорит, что было три случаи захвата ведомства – последний произошел в июле. Однако к тому времени вывезли всю документацию. Согласно его словам, в настоящее время в ЛНР никто не занимается обязанностями и работой прокуратуры. «Здесь справляются и без нее, все вопросы решаются в режиме нон-стоп», – рассказывает он.
Аналогичная ситуация и с судебной системой. По словам Люсинэ Прощалыкиной, бывшего сотрудника Ровеньковского горсуда, суд перестал работать около пяти месяцев назад. При этом, из этих пяти месяцев трижды Украиной начислялась зарплата, однако в начале ноября месяца суд окончательно закрылся. Получается, что практически вся «Луганская народная республика» погрузилась в законодательный вакуум, который, еще более усугубляется не совсем понятными для современного человека структурами.