Министр МВД А. Аваков обратился к президенту Украины с просьбой предоставить гражданство грузинке Экатерине Згуладзе, которая должна стать первым замом главы МВД.
Аваков сообщил о ходатайстве президенту Порошенко в своем сообщении в Фейсбук. Он уточнил, что Эка Згуладзе уже написала заявление с просьбой предоставить ей гражданство и отказом от гражданства Грузии. Министр отметил, что Президент приветствовал его ходатайство, в связи с чем он ожидает, что уже в понедельник по факту выхода президентского Указа о предоставлении гражданства, выполнит заключительную формальность - подпишет соответствующее представление в Кабмин о назначении Згуладзе своим первым заместителем. Аваков также отметил, что рад такому назначению, которое придаст его ведомству больше компетентности, воли к реформам и улыбок.
Следует отметить, что с приходом на пост заместителя министра Згуладзе, в правительстве Украины станет четыре иностранца. Ранее должности в правительстве получили: А. Квиташвили, ставший министром здравоохранения, ранее занимавший аналогичный пост в Грузии; Н. Яресько – новый министр финансов – гражданка США, украинка по происхождению, входящая в состав владельцев компании Horizon Capital; А. Абромавичус, получивший пост главы Минэкономразвития - литовец, партнер инвесткомпании East Capital из Швеции.
Згуладзе имеет непосредственное отношение к проведению масштабной реформы МВД Грузии, где она на протяжении восьми лет была заместителем министра полиции и общественного порядка. В сентябре 2012 г. она стала временно исполняющей обязанности министра после того, как глава ведомства подал в отставку после громкого скандала с избиением заключенных в грузинской тюрьме. Однако ее услуги на должности понадобились всего один месяц, так как в стране прошли выборы, которые привели к смене власти.
Згуладзе уволилась и переехала во Францию, откуда родом ее муж Р. Глюкман – журналист и кинематографист. С мужем она познакомилась в Грузии, куда он приезжал освещать события, связанные с войной Грузии против РФ в 2008 г. Глюкман хорошо знаком и с Украиной, куда он приезжал во время Оранжевой революции в 2004 г. и в этом году во время событий на Майдане. В 2004 г. журналист познакомился в Киеве с Саакашвили и впоследствии подружился с ним.
Образование Згуладзе получала дома, в Грузии, если не считать года проведенного в США, еще будучи школьницей. Она училась по программе Freedom Support Act, причем была самой юной ученицей, успешно прошедшей конкурс. У Згуладзе два высших образования – юридическое и журналистское, причем получала она их параллельно, одновременно проходя учебу на двух факультетах. Работать самостоятельно начала в 16-летнем возрасте в проекте TACIS, где впоследствии стала директором одной из программ. Затем была работа во Всемирном Банке и в Millennium Challenge – инвестфонде, где она стала одним из трех директоров. И уже позже, в возрасте 26 лет, она поступила на госслужбу в МВД Грузии.
Важно, не что мы делали в Грузии, а как.
Четыре месяца назад Згуладзе дала большое интервью «Украинскорй правде», где рассказала о том, как проводились знаменитые грузинские реформы и какой общий фон событий их сопровождал. Говоря о том, какой грузинский опыт реформирования пригодился бы Украине, Эка заметила, что главное не то, что делала команда в правительстве Грузии, а как она это делала. Говорить об очередности дел невозможно, к тому же у каждой страны есть своя специфика. При этом, по ее мнению, важно, чтобы народ испытывал потребность в реформах. Это было в Грузии когда их начали проводить, такая же ситуация сейчас и в Украине. И людей нельзя разочаровать.
Вспоминая ситуацию в Грузии, где она участвовала в реформировании МВД, Згуладзе рассказала, что было принято решение начать реформы с увольнения ГАИ. Вместо инспекции была организована патрульная служба. Решили так – лучше уволить 16 тысяч гаишников, чем 16 тысяч контрразведчиков. Действуя решительно, руководство пыталось показать гражданам, что реформы это серьезно, поскольку упразднялся целый департамент. И, в то же время, показывали что новое появится после этого. Поначалу патрульные были совсем не готовы, они ничего не умели, но главное, что они были людьми новыми, не коррумпированными, готовыми предоставить сервис, ориентированный на людей.
Далее ставка была сделана на скорость и коммуникацию с обществом. По признанию Згуладзе, многое из предложенных изменений произошло по причине молниеносности принятия решений и пояснений которые доносились до жителей страны в том числе через PR-акции.
Скорость проведения реформаторских действий и борьбы с коррупционерами не позволила организовать серьезного противодействия. Кроме того, по признанию Згуладзе, было очень много арестов, которые проводились в показательной и подчас унизительной манере, причем невзирая на лица и должности. Все это породило доверие к действиям государства и постепенно нашло поддержку в обществе. При этом она признает, что важно вовремя остановиться и бороться четко против коррупции. Все это позволило поменять традиции общества, поменять его стереотипы. Теперь, говоря о том, что коррупция в Грузии побеждена, имеется в виду не то, что ее совсем нет, это не так - нет системной коррупции. А для той, что существует, есть четкое определение, как очень серьезного преступления.
Автор: Денис Мягкий