Степан Гавриш, бывший первый заместитель секретаря СНБО Украины, считает, что денежные средства, которые выделяются на военных Украины, разворовываются, а за девять месяцев работы нового правительства государства не удалось провести ни одной реформы для армии. Именно такую оценку Гавриш решил дать всей этой ситуации. Об этом сообщают журналисты издания «Биржевой лидер».
Таким образом, Гавриш заявил следующее: «Деньги, которые предназначались для армии, разворовали. Их использовали недобросовестно, а также их выделяли мало. И, что является самым главным, выделенных денег было недостаточно. За девять месяцев работы новое правительство не смогло реализовать ни одной реформы для армии, которые являются необходимыми в настоящий момент. Так, например, взять хотя бы реформы, которые напрямую связаны с модернизацией в управлении служебными силами». Помимо всего прочего, народный депутат Украины (3-ий и 4-ый созыв) подчеркнул, что невозможно в настоящий момент проводить срочные реформы в военном секторе, если Петр Порошенко, президент Украины, еще не признает войну Российской Федерации против Украины публично. В частности, эксперт пояснил следующее: «И военные реформы невозможно сделать, так как украинский президент пытается ни в коем случае не сказать, что в настоящий момент Российская Федерация воюет с Украиной, а Украина, в свою очередь, отвечает ей войной по аналогии. Порошенко всегда пытается избежать словосочетаний типа «российская агрессия» и все в этом духе. И вообще, антитеррористическая операция (АТО) – это операция специальных служб, но никак не операция военного характера. И нет отдельного управления войсками, военного положения все еще нет и многое другое».
Помимо всего прочего, Гавриш отметил и то, что Украине для победы в этой войне необходима не только модернизация вооружения, но и процесс подготовки профессиональных военных. Их же в настоящий момент 35 тысяч человек. Таким образом, он добавил следующее: «Будет достаточно важно заявить о том, что реформа, которую необходимо провести, имела замену – не только на ротацию, но и за счет подготовки экспертов, которые в настоящий момент могут пойти на войну. В Украине таких профессионалов, если опираться на мои данные, порядка 35 тысяч человек – это узкоспециализированные профессионалы, начиная от разведчиков. И вот можете сказать мне, почему ни одна машина техники Российской Федерации, которые колоннами дут, не подорвалась до сих пор на украинской мине. Все проблема заключается в том, что никто не минирует. И, само собой, есть проблемы с перевооружением. Наша армия, что есть сейчас, вовсе не модернизирована».
На что пошли 1,9 млрд. военного сбора?
Отметим, что четвертая волна мобилизации не смогла вызвать у большинства какого-либо энтузиазма. Причина заключается в упорно циркулирующих слухах о том, что солдаты, которые в настоящий момент находятся на передовой, все еще не оснащены всем тем, что необходимо для войны во время зимы, а также ограничения на то, чтобы открывать ответный огонь из-за того, что было объявлено перемирие с сепаратистами. В сети Интернет начали появляться следующие отзывы: «Следующая партия смертников, которым даже нельзя будет отвечать на обстрелы, так как у нас перемирие. Все больше в настоящий момент убеждаюсь в том, что Петр Порошенко просто хочет уничтожить цвет нации»; «Дайте нормальную амуницию на зиму, поддержку танков и артиллерии, новое оружие, а также льготы не на бумаге и достойную зарплату. И тогда много кто сам пойдет на передовую. А разрешение на ответный огонь даст каждый адекватный командир подразделения».
Помимо всего прочего, в украинском парламенте также признали тот факт, что провести эффективную мобилизацию будет достаточно сложно из-за тех проблем, что есть в настоящий момент с вещевым обеспечением. Таким образом, Татьяна Черновол, которая является членом комитета по вопросам национальной безопасности и депутатом от «Народного фронта», заявила следующее: «В настоящий момент нам очень необходима еще одна мобилизация. Проблем вся заключается в том, что ее будет достаточно сложно провести. Почти невозможно, если честно. Потому что повестки мы можем разослать, однако обуть и одеть этих людей представляет собой достаточно большую проблему». На фоне этих сложностей, по информации пресс-службы Министерства обороны Украины, расходы на деятельность военного ведомства, начиная с августа текущего года, увеличились на 6 миллиардов гривен. Получается, что, невзирая на огромную помощь со стороны волонтеров и увеличивающееся финансирование, государство либо не может правильно использовать ресурсы, либо же деньги просто не успевают дойти по назначению.
В пользу второго предположения вполне может указывать ситуация с так называемым военным сбором. Юридически он был введен с 3-го августа этого года и до 1-го января 2015 года изменениями в Налоговый кодекс. Размеры военного сбора составляют 1,5 процента с доходов физических лиц, которые поступают в качестве заработной платы. Таким образом, Сергей Соболев, который является лидером фракции «Батькивщина», комментировал его введение следующим образом: «Это так называемый налог на войну, однако мне бы хотелось его назвать налогом на установление мира в государстве, который должен решить ряд проблем».