На завершающейся неделе украинский глава Петр Порошенко своим приказом назначил Александра Турчинова на должность секретаря СНБО. Чуть раньше были приняты в первом чтении корректировки к закону «О Совете национальной безопасности и обороны Украины», которые предоставляют СНБО дополнительные полномочия. Как это отразится на Украине в общем и на деятельности СНБО в частности?
Вначале об эволюции целей Совета национальной безопасности и обороны при различных главах Украинского государства. Хотя его создали еще при первом лидере Украины Леониде Кравчуке (под названием Совет национальной безопасности, и при том еще отдельно был Совет обороны), превратиться из сугубо консультативного органа в один из центров государственного правления он сумел только при главе Леониде Кучме и секретаре СНБО Владимире Горбулине. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
И не только центром государственного правления, но в первую очередь центром интеллектуального обеспечения самого правительства. В тот же момент были усилены и научно-исследовательские центры при органах правления – Национальный институт стратегических исследований и Национальный институт проблем международной безопасности (изначально назывался Национальным институтом российско-украинских отношений). Именно там начинали трудиться чуть ли не 50 процентов действующих политических специалистов государства (в частности, первый состав УЦЕПИ имени Разумкова, а сам покойный Александр Разумков даже являлся заместителем секретаря СНБО).
Институционально СНБО оформлялся также при Кучме и Горбулине – был принят соответствующий закон, предоставляющий ему полномочия формировать решения, которые касаются национальной безопасности, и координировать работу остальных органов правления в данной области в мирное и военное время. Но уже в момент позднего Кучмы стартовали тенденции, которые приводили к интеллектуальной и институциональной деградации СНБО. К примеру, в заместители секретаря СНБО были назначены отставные министры и заместители министров и так далее, которые не имели отношения к национальной безопасности (к примеру, Юрий Поляченко).
Однако это являлось еще не самым страшным. После короткого пребывания на должности секретаря СНБО сегодняшнего украинского президента Петра Порошенко и попыток повысить СНБО в сфере исполнительного правления, регресс осуществился стремительными темпами. Причина – желание бывшего главы Виктора Ющенко создать из СНБО переговорную площадку между элитами, а не более-менее влиятельный центр принятия решений.
В СНБО назначали секретарями граждан, которые или не имели возможность принимать самостоятельные решения (Анатолий Кинах), или были с самого начала компромиссными фигурами (Виталий Гайдук, Иван Плющ). Либо вообще отдавали СНБО оппозиции (Раиса Богатырева от Партии регионов) по причине противостояния с бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко, что не имело возможности не выхолостить саму идею основания СНБО.
С замсекретаря СНБО было еще хуже – обязанности стали местами для «почетной ссылки» высокопоставленных чиновников, которые как бы имели в чем-то вину, и в то же время их нельзя от главы отпускать подальше (к примеру, Степан Гавриш, Павел Игнатенко либо Игорь Дрижчаный). Доходило до того, что в СНБО насчитывалось 3 первых зама и 6 замсекретаря Совбеза. Ничего полезного данная модель государству принести не способна – для общения в сфере политических элит подобные площадки не требуются при таком взаимопроникновении данных элит (самый яркий пример – не получившаяся «широкая коалиция» между БЮТ и ПР, что сорвалась только по причине фрондерства «группы Фирташа» в последней), а национальной безопасностью данный орган заниматься при таком профессиональном показателе управления уже не был способен.
При главе Викторе Януковиче СНБО стал менять профиль на еще один предвыборный штаб Партии регионов. Особенно данный дрейф стал заметным, когда секретарем СНБО назначили Андрея Клюева – проводили подготовку к выборам-2015 (либо же к ударному формированию конституционного большинства, если бы стало ясно, что без обширных фальсификаций Януковича второй раз главой сделать нельзя). Одновременно это являлась почетной ссылкой и для самого Клюева. И когда стало понятным, что ассоциацию с Европейским Союзом не подпишут, и произошел Майдан-2013, Клюева направили «приводить в порядок обстановку» с Майданом. Впрочем, присутствует мнение, что Клюев реально имел возможность заниматься «на пике» Майдана разве что диалогами по той причине, что силовики в самой действительности исполняли приказы Кремля (к примеру, один из показательных штурмов Майдана демонстрировался как раз перед приездом в Киев Виктории Нуланд).
При новом же правительстве СНБО вновь стал исполнять не совсем свойственные ему функции. С приходом туда таких значимых для Майдана политиков, как Андрей Парубий и Виктория Сюмар, Совбез стал одним из ведущих ньюсмейкеров государства. Мы полностью понимаем, что это было определено требованием публичности для нового правительства, но быть в понимании общественности одной огромной пресс-службой для силовых структур абсолютно не входит в ключевые задачи СНБО. Не говоря о том, что были не совсем правильно расставлены приоритеты – необходимо было сразу требовать стремительной поддержки у Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, когда произошли проблемы на Крымском полуострове, срочно менять силовиков в Донецкой области, искать кадры среди тех, кого принудили выйти из силовых структур при Януковиче, менять управление Государственной погранслужбы и много чего еще.