Должность директора Национального Антикоррупционного бюро может занять Богдан Витвицкий, бывший федеральный прокурор, помощник прокурора США, который по происхождению является украинцем. Об этом журналисты узнали одновременно из трех источников, знакомых в процессов поиска человека на вакантную должность.
Именно из их слов стало понятно, что в настоящее время с Витвицким ведут переговоры представители Администрации президента. Известно также, что окончательного ответа он пока не дал, поскольку так и не смог получить гарантий независимости своей будущей должности. Следует отметить, что ранее личность Витвицкого была рассмотрена в качестве кандидата в конкурсную комиссию, которая, собственно, и должна была выбрать главу Антикоррупционного бюро.
Кстати, Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии, по-прежнему остается одним из главных кандидатов на пост начальника организации по борьбе с коррупцией в Украине. Его персона была предложена Юрием Бутусовым, членом конкурсной комиссии.
Давид Сакварелидзе и Гизо Углава также могут претендовать на данную должность. Именно им комиссия по вопросам гражданства при президенте 22 декабря рекомендовала предоставить украинское гражданство. Аналитики раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» считают нужным отметить, что и первый и второй человек, в свое время работали на территории Грузии заместителями Главного прокурора, и успешно выполняли свою обязанности по борьбе с коррупцией.
Тем не менее, по утверждению источников издания «ЛИГА», фамилия Сакварелидзе также называется в качестве возможного кандидата на должность главы Генеральной прокуратуры Украины. Иосиф Зисельс, член конкурсной комиссии, утверждает, что в данном списке могут быть около десятка кандидатов.
Директор Европейского бюро по борьбе с мошенничеством Джовани Кесслер, экс-министр культуры Евгений Нищук, правовед Виктор Мусияка. Это квота парламента. По квоте президента в комиссию назначены председатель Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, правозащитник Евгений Захаров, историк Ярослав Грицак, а также делегированные Кабинетом министров Украины Иосиф Зисельс, юрист Александра Яновская, журналист Юрий Бутусов. Именно эти фамилии, сложившись воедино, образовывают комиссию по избранию главы Национального антикоррупционного бюро. Когда комиссия определиться с тремя основными кандидатами, их фамилии будут предоставлены на рассмотрение президента Украины, который, в свою очередь, должен выбрать лишь одну и вынести ее на обсуждение в Верховную Раду.
Кстати, вполне вероятно, что в существующий закон будут внесены некоторые изменения. Дело в том, что согласно закону №1406, комиссия предлагает президенту одну кандидатуру, которую он, в свою очередь, может самостоятельно утвердить. Увеличение заработной платы сотрудникам также прописано в данном документе. В нем говорится и о запрете на службу тем лицам, которые ранее уже имели возможность проявить себя в борьбе с коррупцией в рядах украинских правоохранительных органов. Виталий Шабунин, глава Центра противодействия коррупции, заявил, что законопроект должны принять на ближайших заседаниях Верховной Рады, поскольку в нем содержаться обязательные требования Международного валютного фонда, в отношении антикоррупционного законодательства Украины.
В связи с тем, что украинским парламентом был принят закон о люстрации, Минюсту предстоит выработать порядок его применения. Богдан Витвицкий дал по этому поводу несколько рекомендаций. Он рассказал о том, что на территории Польши, Венгрии и Чехословакии люстрация была проведена еще в начале девяностых. Для всех этим стран было всего две основных причины ее проведения: страх проникновения коммунистических или российских спецслужб в новое правительство и опасения, что бывшие информаторы и сотрудники спецслужб будут заниматься шантажом, преследуя далеко не национальные интересы. В связи с этим Витвицкий убежден, что если правительство Украины считает, что подобные риски продолжают сохранять свою актуальность и на сегодняшний день, то люстрационный проект может быть реализован. Тем не менее и им, и всему простому населению Украины, следует понимать, что люстрация, это всего лишь процесс, но никак не инструмент, для борьбы с коррупцией. И он в результате никак не может привести к к повышению уровня честности или профессионализма госслужащих.
Кстати, привести украинский закон о люстрации в полнейшее соответствие с рекомендациями, данными Советом Европы, может оказаться попросту невозможным. Тем не менее его все-таки возможно привести с максимально приближенное состояние. Произойдет это потому, что Украины жаждет следовать всем европейским нормам и стандартам. И, конечно же, потому, что далеко не все европейские нормы являются идеальными и трудноисполнимыми.
Жители Украины убеждены, что кто бы не стал директором Антикоррупционного бюро Украины, ему предстоит нелегкая работа по искоренению столь привычной коррупции и пособничества на территории страны. Это означает, что у главы бюро должна быть идеальная репутация, выдержка, и достаточно крепкие нервы, не говоря уже о неподкупности.