Франсуа Олланд в эфире радио France Inter заявил о том, что принятие новых санкций надо остановить. Практически параллельно с ним вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль заметил, что цель западных санкций вовсе не поставить Россию на колени или привести ее к экономическому и политическому хаосу, а только разрешить конфликт, возникший на территории Восточной Украины.
Государственные каналы России тут же начали тиражировать эти слова под заголовками типа: «Западный мир собирается отказаться от санкций». Как у них водится, фактический смысл этих заявлений замечен не был.
Между тем полная версия заявления Олланда содержит следующее: «В случае если удастся достигнуть прогресса в украинском вопросе, санкции могут быть сняты».
Говоря проще, Кремлю прямо заявили, что существует два варианта развития событий. Первый – полный отказ от проекта «Новороссия», и тогда новых санкций не будет, а может даже отменят старые. Второй – война на Донбассе продолжается и далее, соответственно, экономический и политический хаос и прочие «прелести».
На самом деле больше всего это похоже на ультиматум, а отнюдь не на дружеское предложение. Пропагандисты России серьезно ошибаются, если видят в сказанном европейским лидером хороший знак. Впрочем, ошибаются также и некоторые украинские эксперты, поторопившиеся с обвинениями, адресованными Олланду и Габриэлю, что будто бы они проявляют слабость и непоследовательность по отношению к Путину. Ведь президенту Росси дали понять, что в этой тяжелой ситуации спасение экономики и своей власти напрямую связанно с его решением по Донбассу.
В Москве такую перспективу вполне осознают и склоняются к тому варианту, в котором власть остается в прежних руках. Путин уже поспешил заявить, что Донбасс должен остаться неотъемлемой частью Украины. Так что о независимости ЛНР и ДНР следует забыть. Тогда же российское телевидение стало несмело шептать о том, что на оккупированных территориях присутствует бандитизм, людей пытают, да и вообще творится нечто невообразимое. Еще начался «охотничий сезон» на лидеров боевиков, не сообразивших вовремя о смене концепции. К тому же сепаратистский герой Гиркин из уютного тепла своей московской квартиры обратился ко всем россиянам с советом вернуться на родину, парадоксально мотивировав это тем, что иначе «будет утерян контроль». Каким образом «оставление» оккупированных территорий может поспособствовать сохранению контроля, он объяснить не затруднился.
Похоже, проекту «Новороссия» предложили закрыться совсем. Но здесь есть «маленькая» проблемка – ведь создавалось все это как яркое и запоминающееся реалити-шоу, полностью работающее на пропагандистскую машину Кремля.
Но со временем проект выродился в мрачное образование, ощетинившееся танками, «Градами» и артиллерией, кишащее десятком тысяч «бесов», «упырей» и прочих «симпатичных» людей, вооруженных до зубов современным оружием.
Донбасс для России – чемодан без ручки.
И вот с этим драным чемоданом без ручки Путину приходится теперь маяться. Таскать его уже не хватает сил, а выбросить страшно. На протяжении целого года российская пропаганда скармливала своему народу сверкающую, как новая копейка, мечту о «Новороссии», которая отвлекала их от становящейся все менее и менее привлекательной российской реальности.
Ведь дошло до того, что сами пропагандисты пали жертвами собственных выдумок. Понятно, что если резко отказаться от этого «наркотика», народ получит такую «ломку», что есть риск поломки чего-то очень важного – к примеру, терпения. А тут уже до беды рукой подать. Законы жанра требуют от Путина показать по телевизору победу или хотя бы что-то на нее похожее. В противном случае ярлык «предателя русского мира» Путину обеспечен, и, возможно, что нацепят его Владимиру Владимировичу на ногу.
Бывший британский посол в РФ Энтони Брентон на страницах печати посоветовал Западу все-таки подтолкнуть Путина к «сливу» Донбасса. Он считает, что если гарантировать невступление Украины в НАТО и дать Киеву возможность провести давно анонсированную децентрализацию власти, то Путину будет легче распрощаться с «Новороссией» и провозгласить победу.
Для России, экономика которой сдувается, это было бы лучшим вариантом выхода, можно даже сказать - идеальным вариантом. Но тут есть одна проблемка – украинцы Донбасс не берут.
Киев обустраивает границу ударными темпами, ограничивает перемещение через нее людей и грузов, да и вообще всеми возможными способами показывает: сам сломал – сам и пользуйся. Этим способом Путину обрубается даже гипотетическая возможность улучшить отношения с Западом и выбраться из-под давящих санкций.
Однако Киев должен отдавать себе отчет в том, что такой игрой он ставит под удар не только Путина, но и Европейский Союз. Старушке Европе уже порядком надоело это противостояние с Россией. Запад уже готов и согласен на любое решение конфликта, даже если это решение не будет особо отвечать чаяниям Украины.
Украине сейчас чрезвычайно выгодно затягивать переговоры, чтобы «дожать» и Россию, и Запад, заставив их оплатить соглашение миллиардами долларов, которые пойдут на восстановления региона.
В настоящее время складывается парадоксальная ситуация: задуманная как рычаг давления на Украину «Новороссия» превращается в полную противоположность. Теперь уже Киев получил возможность давить на Москву, выдвигая свои условия приема оккупированных регионов под свое суверенное управление. Таким шансом грех не воспользоваться.