«Москву в Украине смогут остановить только санкции», - считает правозащитник из Германии В. Темплин после посещения Донбасса, об этом он рассказал в интервью Deutsche Welle.
Как рассказал Темплин немецкому изданию, он побывал в Украине дважды - в ноябре и декабре, посетив вначале Луганскую область, а затем и Донецкую область. Оба раза это были территории, находящиеся под украинским контролем, на оккупированных сепаратистами территориях по соображениям безопасности правозащитная миссия побывать не смогла, однако, по признанию правозащитника, там есть люди, с которыми поддерживается контакт – они сообщают информацию о ситуации. Целью поездок была попытка оценить, насколько соблюдаются права человека в зоне конфликта. Сопровождающими стали члены правозащитной организации Human Rights Protection Group из Харькова. Как отметил Темплин, в ходе поездки состоялись встречи с местными активистами, независимыми журналистами, редакторами небольших изданий. Многим из них пришлось покинуть регион, так как после оккупации сепаратистами оставаться было очень опасно. С ними удалось пообщаться в Краматорске, Артемовске, Константиновке.
Большинство на Донбассе хочет большей самостоятельности в составе Украины.
Правозащитник отметил, что в словах многих, с кем удалось пообщаться, сквозило недовольство центральными властями, их политику люди оценивали критично. Кроме того, удалось поговорить с представителями управляющих органов, с военными и с мирным населением. Это помогло лучше понять настроения, царящие в регионе. Гражданское население стремилось сообщить, что Донбасс - неоднородная территория, что этот регион имеет очень разные традиции и идентичности. Люди часто отмечали желание получить больше самостоятельности, по их словам, Киев часто их не слышал и не обращал на них никакого внимания. При этом Темплин также отметил, что речь шла о стремлении к самостоятельности в составе Украины, а не в составе псевдореспублик или России. Собеседники часто очень негативно отзывались об украинской власти и абсолютно четко дали понять, что их пожеланием является большая автономия в составе Украины.
При этом нельзя сказать, что есть явный раскол, но ощущается присутствие какого-то скрытого процесса. Некоторые признались, что они поначалу верили сепаратистам, что ситуация сможет улучшиться, и только позже осознали, что вместе с ними пришел только террор и хаос. Некоторые изменили свои взгляды, но чаще всего в разговоре людей присутствовали безнадежность и отчаяние. Темплин вспомнил об интересном разговоре с женщиной, которая рассказала о своих молитвах с просьбами к Путину восстановить мир. Она уверена, что президент России играет решающую роль в событиях. При этом она не является его сторонницей. Говоря о «решающей роли Путина», она не имела в виду что-то положительное. Испытывая чувство безвыходности, она просто перекладывала его на плечи кого-то очень могущественного.
Правозащитник также заявил, что благодаря поездке он лучше понял суть конфликта и намерений России в нем. После изучения ситуации он убедился, что Россия вовсе не желает признавать оккупированные территории частью своего государства, даже если бы Украина согласилась с таким вариантом. В Москве хотят дестабилизации, хотят отделить под любым предлогом оккупированные сепаратистами территории, чтобы парализовать Киев. Россия хочет, чтобы этот регион был от нее зависим, а она со своей стороны предоставляла бы поддержку, прежде всего военную. С другой стороны, в Москве продолжают утверждать, что конфликт на Донбассе внутриукраинский, с которым украинцы должны сами разбираться, хотя очевидно, что этого не произойдет, пока Россия не прекратит боевые действия.
Кроме того Темплин уверен, что сами по себе договоренности, которые были подписаны в Минске, не эффективны. Их выполнение целиком зависит только от действия европейских санкции, они будут выполняться, если санкции и в дальнейшем будут сохраняться. Любые предложения, имеющие в виду их отмену, по словам правозащитника, абсолютно неприемлемы, так как Москва все время нарушает обязательства, которые она берет на себя. Только под давлением санкций Россия сможет понять, что европейское сообщество неприемлет путинский режим, и тогда, возможно, Кремль все-таки пойдет на уступки. Москва все время сознательно использует двусмысленную риторику. С ее стороны стратегия переменится только тогда, когда произойдет осознание, что санкции реально действуют. Тогда настроения переменятся, а с изменением настроений режим в стране станет слабее. Москве в этом случае просто придется соблюдать договоренности.
Как ранее уже сообщало издание «Биржевой лидер», проблема выполнение Минских соглашений, которые были достигнуты еще в сентябре, до сих пор остается актуальной. На минувшей неделе прошли консультации на уровне диппредставительств относительно проведения переговоров по украинскому кризису в так называемом «нормандском формате». Однако со стороны участников переговоров – Франции и Германии - уже прозвучало необходимое условие для проведения встречи в таком формате на уровне глав государств – Украина и Россия должны способствовать немедленной реализации пунктов протокола, принятого в Минске, где наиболее важными из них являются: реальное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения от линии соприкосновения, установление контроля на границе Украина - Россия.
Автор: Денис Мягкий