По словам священника Якова Кротова, самые страшные события, которые происходят на Донбассе, происходят в тылу, а не на передовой. Более детально мнение священника о том, что происходит на Донбассе, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В своем интервью изданию "Гордон" священник Яков Кротов объяснил, что если смотреть на те события, которые в настоящее время происходят на территории Донбасса, то наиболее страшные из них происходят не на передовой, а в тылу. Находящиеся сейчас на территории Донбасса российские "добровольцы" и казаки неустанно твердят о "защите православной колыбели" и о "русском мире", тогда как ни в ходе двух чеченских кампаний, ни в ходе военных действий в Грузии ничего подобного не звучало. Священник в этой связи делает два уточнения. Речь в данном случае идет не о религии – речь идет о псевдорелигии, имитирующей духовную жизнь. Он напомнил, что покойный Сергей Аверинцев просто замечательно сравнил тот квасной патриотизм, который был в XIX веке и в 90-х годах прошлого столетия. Если раньше квас был яблочным или хлебным, то теперь это останкинский квас, и религиозность, о которой шла речь – это форма, внутри которой нет никакого содержания, в этой форме нет ни веры, ни силы духа.
Второе – говоря о войнах в Чечне, необходимо говорить не о двух войнах, а о трех. После того как в республике к власти пришла династия Кадыровых, это ознаменовало конец второй войны и одновременно начало третьей – партизанской войны. Украинцы, у которых осталось в памяти сопротивление Советской власти, продолжавшееся до 1952 года, не должны недооценивать сегодняшние протестные настроения в Чечне, которые на протяжении последних 12 лет только лишь усиливаются.
В Чечне в 90-х годах прошлого столетия началась борьба за независимость, нерелигиозная борьба, абсолютно европейская. Джохар Дудаев, первый президент Чечни, был человеком абсолютно советским, как и два его приемника на этом посту. Именно с подачи Кремля в республике был поднят религиозный фактор – Москва инициировала охоту на религиозных экстремистов. По словам Кротова, Кремлю весьма удобно спекулировать на теме религиозности, поскольку Россия еще в 90-х годах отказалась от коммунизма и марксизма.
Сравнивая коммунизм и религию, священник отметил, что коммунизм – это движение, которое не во всех аспектах противоречит христианству. Оно включает в себя равенство в пользу бедных, социальную защиту, интернационализм, пускай даже пролетарский – все это является глубоко позитивными свойствами. Однако для большевиков коммунизм был всегда своеобразной "овечьей шкурой", на что попались и Соединенные Штаты Америки, и Европа. В этой связи на Западе были уверены, что после того, как развалится Советский Союз и исчезнет коммунизм, Россия сразу же, автоматически станет хорошей. Как показала реальность, Россия, увы, не только стала еще хуже, но еще и в значительной степени деградировала.
Псевдоправославие стало доминировать в России после 1991 года.
В советской России коммунизма не было – там был ленинизм, идеология, являющаяся абсолютно людоедской, а Сталин является всего лишь маленьким слепком Ленина. После того как Советский Союз распался, а ленинизм исчез, Кремль нуждался в новой идее, поэтому он и уцепился за православие. Это произошло потому, что в Кремле, к сожалению, кроме православия и коммунизма, просто больше ничего не знали. Еще в 70-х годах прошлого столетия в России была создана псевдоцерковь, которая финансировалась Комитетом государственной безопасности, а после 1991 года псевдоправославие начало доминировать в стране.
Комментируя мнение относительно того, что псевдоправославие является новой идеологией Кремля, при помощи которой захват новых земель становится более удобным, Яков Кротов отметил: вирус может проникнуть только лишь в ослабленный организм. Российское псевдоправославие смогло прийти и укрепиться на украинской территории, поскольку в Украине также есть данное явление, и организм страны ослаблен, но не из-за влияния внешних факторов.
Он вспоминает, как в марте прошлого года приезжал в Киев, где пережил потрясение от увиденных роскошных вилл церковных деятелей, возведенных в зеленой ложбине, неподалеку от Киево-Печерской лавры. Во всех украинских религиозных деноминациях - и в православной, и в протестантской, и в греко-католической, присутствует клерикализм (политическое направление, которое стремиться в культурной и политической жизни страны установить господство церковных организаций), корыстолюбие духовенства, желание дешевой благодати и национальная гордыня.
По словам Кротова, уйти от влияния Московской патриархии намного легче, чем рукоположиться, не из-за неумения что-то сделать или из-за тщеславия. Есть такие священники, которые, по словам святого Дмитрия Ростовского, несут свою службу ради куска хлеба, а не ради Иисуса Христа. Есть подобные священники и в Украине, причем есть в достаточном количестве.
Как объяснил священник, данная липкая псевдорелигиозная среда превращает Украину в страну, которая уязвима перед вражеским нашествием. Самые страшные события, которые сегодня происходят в стране и на Донбассе, происходят не на переднем крае, не в Донецком аэропорту. Они происходят в тылу, где в настоящее время и решается будущее Украины.