В последние дни ситуация на востоке Украины предельно обострилась. Пророссийские террористы при поддержке российской армии участили обстрелы позиций украинской армии, кроме того, от обстрелов страдают населенные пункты региона. По мнению ряда экспертов, все складывается так, что Россия готовится к распространению войны на новые территории, а в Генштабе ВС Украины подчеркивают, что столкновения между боевиками незаконных вооруженных формирований и российской армией свидетельствуют о желании России перегруппировать силы для нового наступления.
Мирные переговоры возможны, но стороны не намерены идти на уступки.
В настоящее время никаких предпосылок для стабильного мира на Донбассе на данный момент не существует. Об этом заявил руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в комментарии интернет-изданию «Новости Украины – From-UA». Политолог отметил, что он не исключает возможности ведения переговоров относительно восстановления мира на востоке Украины, кроме того, по мнению Фесенко, возможно постепенное замораживание конфликта на Донбассе, вместе с тем это не гарантирует того, что в дальнейшем ситуация не обострится вновь. «При этом надо понимать, что замороженный конфликт всегда чреват возобновлением войны», - уточняет политолог, однако, по его словам, другого приемлемого варианта на сегодня не существует, ибо позиции сторон далеки от компромисса. «Сепаратисты не желают возвращаться в Украину, а Россия не намерена уходить с оккупированных территорий. В то же время то, что предлагают РФ и сепаратисты, абсолютно неприемлемо для Украины», - уверен глава Центра политических исследований «Пента».
По мнению украинского политолога, причиной срыва саммита в Астане в так называемом «нормандском формате» стала жесткая позиция России по ситуации на востоке Украины, ибо Кремль не желает уступать и выполнять ранее достигнутые договоренности в Минске. «Европейские лидеры требуют от России выполнения Минских договоренностей, а Россия, в свою очередь, хочет эти договоренности ревизировать. Скажу проще: Путин хочет, чтобы Киев признал и взял на свое содержание две сепаратистские республики, которые при этом подчинялись бы Москве. Естественно, что на такой вариант не согласилось бы ни одно государство в мире. Это тупиковый вариант, и, соответственно, переговоры закончились ничем», - поясняет политолог, по мнению которого, тем не менее поиск путей для деэскалации еще возможен «Консультации продолжатся до тех пор, пока позиция России не станет более гибкой. А к гибкости ее будет вынуждать все более усложняющаяся экономическая ситуация. Причем вызванная не столько санкциями, сколько падением цены на нефть», - полагает Фесенко.
По словам директора Центра политических исследований «Пента», стремление украинской власти усилить военную группировку в зоне проведения антитеррористической операции, в том числе путем дополнительной мобилизации резервистов, связано не с нежеланием Киева вести мирные переговоры, а с необходимостью противостоять ожидаемым попыткам сепаратистов отбросить украинские войска от Донецка и Луганска.
«По большому счету, на Донбассе сейчас всего несколько тысяч украинских военных, и то значительная часть из них – это бойцы добровольческих батальонов. По последним данным, у россиян и сепаратистов на востоке живой военной силы больше, чем у Украины, к тому же нужно привыкнуть к мысли, что мы находимся перед лицом прямой военной угрозы со стороны России, причем эта угроза может исходить не только с востока, но и с севера, и с юга, со стороны Крыма... Только по этой причине Украине необходима мобилизация, однако, это вовсе не означает, что Киев готов выйти из переговоров», - уверен известный украинский политический эксперт. По его мнению, слабый шанс на мирное урегулирование конфликта появился после подписания Минских договоренностей, однако позднее такой шанс был утрачен из-за проведения так называемых «выборов» в сепаратистских «народных республиках» 2 ноября минувшего года. «После этого Россия и сепаратисты стали требовать признания этих республик, что было неприемлемо для Украины. В результате ситуация зашла в тупик, и произошло это по вине России и сепаратистов», - резюмировал руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
Кремль обвинил Украину в подготовке силовой операции на Донбассе.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Украины» журнала «Биржевой лидер», пока российские военные наращивают свое присутствие на территории соседней Украины, Кремль продолжает делать вид, что Российская Федерация не имеет никакого отношения к кровавым событиям на востоке Украины. Тезис Путина о том, что российские военные, взятые в плен в Украине, просто «заблудились», уже стала предметом фольклора, вместе с тем регулярно появляются неоспоримые факты присутствия россиян на Донбассе, причем не в качестве туристов, кроме того, доказано то, что Россия снабжает и спонсирует террористов. Впрочем, это не мешает российским чиновникам продолжать доказывать, что черное является белым, более того, в Кремле дают понять, что агрессивно ведет себя именно Украина.
Пока в сети Интернет набирают популярность ролики о том, как вооруженные чеченцы в центре Донецка рассказывают, что Донбасс – это «их земля», руководитель Министерства иностранных дел Российской Федерации заявляет о том, что у официальной Москвы «вызывают тревогу» планы Киева по проведению «силовой операции на Донбассе». По словам Лаврова, Россия «располагает тревожной информацией», которая, по его убеждению, приведет к «катастрофе». «У нас есть информация, весьма тревожная, — мы ее сейчас перепроверяем — о том, что, действительно, силовики (украинские – Ред.) готовят в обозримом будущем очередную попытку силового решения проблемы. Это будет катастрофа», — заявил руководитель российского МИД накануне в ходе встречи с латвийским коллегой Эдгарсом Ринкевичсом. При этом в качестве аргументации Лавров приводит широко известную информацию о том, что в Украине намечена так называемая «четвертая волна мобилизации», о чем ранее неоднократно появлялись официальные сообщения. «Есть информация, которую, собственно, не отрицают украинские руководители, о том, что объявлена мобилизация. Упоминаются разные цифры — от 50 до 200 с лишним тысяч человек должны быть мобилизованы в армию и другие силовые структуры», — утверждает глава МИД РФ.
Трудно сказать, что сподвигло Лаврова на столь категорические высказывания, касающиеся «силовой операции» на Донбассе, возможно, он озаботился судьбой большого количества своих сограждан, которые продолжают прибывать на Донбасс, а те, которые уже прошли спецподготовку на приграничных полигонах Ростовской области, регулярно обстреливают позиции украинских военных и населенные пункты региона, что приводит к постоянным человеческим жертвам среди мирного населения. Впрочем, об этом Лавров скромно умолчал.
Автор: Роман Иванченко