Сделанное 13 января заявление НБУ касательно величины международных резервов на конец декабря прошедшего 2014 года является подтверждением предварительной информации о ключевых источниках утраты валютных резервов в минувшие месяцы. Следовательно, оно идентифицирует основополагающие направления срочных действий властей Украинского государства по недопущению предстоящего дефолта, если последние все же пойдут на это. Для того чтобы избежать такого развития событий, представляется необходимым перекрытие всех бюджетных и квазибюджетных дыр, посредством которых в октябре-декабре прошлого года из валютных резервов “утекло” порядка 9-и миллиардов долларов, или в среднем примерно по 3 миллиарда ежемесячно. Подобное мнение выразил Андрей Илларионов, являющийся российским экономистом, экс-советником главы Российского государства Владимира Путина, как сообщают эксперты раздела “Новости Украины” делового онлайн-журнала “Биржевой лидер”.
Он, в частности, обратил внимание на то, что в декабре прошлого года на оплату импортированного “голубого топлива” было израсходовано 1,65 млрд. доллара. А это, заметим, составляет 2/3 от всего снижения резервов. Если сравнить разные данные, то дефицит бюджета украинской газовой компании “Нафтогаз” составляет от 4 до 7 процентов Валового внутреннего продукта. В такой ситуации наивно рассчитывать лишь на стабилизацию государственных финансов. В то же время Илларионов признает, что этот процесс несколько затянулся, и надо было начать еще минувшей весной, когда государство находилось в гораздо более благоприятных условиях. Тогда, как отмечает эксперт, реформа “Нафтогаза”, по крайней мере, была рекомендована властям страны к незамедлительному выполнению Кахой Бендукидзе.
Полная ликвидация бюджетных субсидий, повышение тарифов на газ – единственный выход в нынешних условиях.
В создавшихся условиях практически единственным методом, способным дать продуктивный результат, является полная ликвидация бюджетных субсидий вместе с повышением тарифов на газ до такого уровня, который обеспечил бы балансирование доходов и расходов газовой компании. Повышение тарифов, как подчеркнул экс-советник кремлевского лидера, даст возможность существенно сократить потребление топлива. А это в расчете на доллар произведенного ВВП в стране в настоящее время превышает аналогичные показатели в Европе почти в 4,5 раза. В результате снижение спроса на импортируемое “голубое топливо” и вслед за этим оплата остающегося импорта (если, конечно, таковой останется) закроют одну из крупнейших дыр в украинских госфинансах самими потребителями.
Следует подчеркнуть в этом контексте, что реальный дефицит украинского бюджета всего расширенного правительства в этом году ожидается в пределах от 25 до 43 процентов Валового внутреннего продукта.
Илларионов также сконцентрировал внимание на то, что в прошлом месяце украинский Нацбанк потратил на валютные интервенции 831 млн. доллар США. В свою очередь, административные ограничения на приобретение инвалюты, массированные интервенции на рынке валюты вместе со множественностью валютных курсов и быстрым распространением черного рынка валюты указывают на то, что нынешний курс украинской нацвалюты является искусственно завышенным. Единственным выходом в создавшейся ситуации является полная и безусловная либерализация валютного рынка в незамедлительных темпах, а также полное устранение всех ограничений на операции с валютой. По мнению эксперта, украинский Нацбанк должен отказаться от валютных интервенций и других видов валютных субсидий. В этом случае, однако, не избежать снижения курса гривны, что повлечет за собой существенное ослабление спроса на валюту, перекрыв второе направление утечки валютных резервов.
Не вызывает сомнений тот факт, что главнейшим источником утраты валютных резервов страны является дефицит бюджета расширенного правительства, который получает финансирование квазибюджетными кредитами украинского Нацбанка.
Последние оценки Института международных финансов свидетельствуют о том, что в прошедшем 2014 году бюджетный дефицит достиг 12 процентов ВВП. Согласно предварительным расчетам, предложенный украинским Кабинетом министров бюджет, который был утвержден Верховной Радой 29 декабря прошлого года, предполагает дефицит на сумму не менее 15 процентов валового продукта. Между тем оценки потребностей государства во внешнем финансировании колеблются от 30-32 миллиардов долларов (данные правительства) до 50 миллиардов долларов ( уверяет американский финансист Джордж Сорос). Это свидетельствует о том, что реальный дефицит госбюджета всего расширенного правительства в этом году окажется в пределах от 25 до 43% ВВП. А такой размер бюджетного дефицита, как было отмечено выше, при попытке увеличения госрасходов до запланированного в законе о бюджете уровня в 2/3 ВВП указывает на “несомненный суицид” Украины.
С учетом вышеуказанного, как резюмирует Илларионов, абсолютным императивом бюджетной политики Украинского государства в этом году является достижение нулевого бюджетного дефицита, вместе с абсолютно полным балансированием доходной и расходной частей госбюджета.