Возможно ли появление миротворческого контингента на востоке Украины, и на каких условиях, свой взгляд на подобное развитие событий сайту «Новое время» высказал А. Мельник - сотрудник центра Разумкова, являющийся содиректором программ внешней политики и международной безопасности. Об этом сообщает издание «Биржевой лидер».
Деятельность российских миротворцев Мельник предлагает оценить на примере Южной Осетии, где с их участием проводились провокации, повлекшие за собой обострение конфликта с Грузией. Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что появление каких-либо миротворческих сил в зоне любого конфликта должно происходить с согласия всех противоборствующих сторон. В случае с Украиной вначале необходимо договорится с сепаратистами ЛНР и ДНР о прекращении огня с обеих сторон, и согласовать с ними линию разграничения. Только после выполнения этих условий может начаться процесс обсуждения возможности ввода миротворческого контингента в зону АТО, предполагающий свои условия. Для начала определяется задание миссии миротворцев. Как пример автор предлагает: демилитаризацию территорий в зоне АТО, выполнение мероприятий по стабилизации, восстановлению региона.
Эксперт считает, что на данном этапе возможности для выполнения всех условий нет, в том числе не видно предпосылок для скорой стабилизации положения в восточной Украине. В связи с этим в ближайшее время не будут выполнены условия для введения миротворческих сил.
Российские военные могут присутствовать только на уровне наблюдателей.
Кроме того, Мельник предостерегает от случая, когда в качестве миротворцев в Украине появится, российский контингент, это, по его мнению, станет самой большой угрозой для Украины. В этом случае перемирие, которое вероятно наступит, станет лишь иллюзией, и общая ситуация в зоне АТО станет не только замороженным конфликтом, но и настоящей отсроченной войной.
В этой связи эксперт предлагает вспомнить опыт деятельности российских миротворцев в Приднестровье, а еще более выразительный – в Южной Осетии, где присутствие российских миротворцев было использовано для провокаций, в результате этот регион стал плацдармом для дальнейшей агрессии против Грузии. В случае с Украиной остается риск, что на нее будут давить, чтобы принудить дать согласие на введение российского миротворческого контингента. Но это тот компромисс, на который соглашаться ни в коем случае нельзя.
По мнению Мельника, сама по себе идея введения миротворческого контингента не представляет угрозы, но только не в случае с российскими военными. Как возможный максимум их участия, с которым можно согласиться, это присутствие в числе прочих экспертов российских военных наблюдателей. Но полноценное присутствие российского контингента недопустимо.
На данном этапе в зоне АТО в качестве наблюдателей работает миссия ОБСЕ.