Размышления о грядущем дефолте — одна из самых благодатных для отечественных аналитиков. Особенно в настоящее время, когда практически все рейтинговые агентства в мире уже присвоили украинским кредитным обязательствам рейтинг преддефолтного уровня CCC. Ниже — только рейтинг D, означающий сам дефолт, пишет сайт Сегодня.ua
Отдельные украинские эксперты оценивают вероятность дефолта в 80-85%. С другой стороны - представители Нацбанка и Минфина заверяют, что дефолта в Украине не будет. Помочь разобраться с этим «Сегодня» попросил президента Центра антикризисных исследований Ярослава Жалило и экономиста Международного центра стратегических исследований Александра Жолудя.
Александр Жолудь, пояснил, что объявление дефолта — это отказ от выполнения своих обязательств. Дефолтом чаще всего называют именно неуплату по долгам. Существует два вида таких дефолтов. Есть технический дефолт, это когда деньги в принципе имеются, просто для возврата долга необходимо несколько больше времени, чем предполагалось.
Другой вид дефолта называется обычным — когда возврат долга становится совершенно невозможным.
Обычный дефолт может быть увязан с реструктуризацией долга в будущем: его могут частично списать, возможно, изменение условий, в счет долга заемщик предоставляет часть своего имущества.
В случае когда заемщиком является государство, то такой дефолт именуют суверенным. На него распространяются правила те же, что и по отношению к частному лицу разнятся только размеры.
Даже авторитетные сейчас мировые лидеры Британия и Франция многократно заявляли о своем нежелании оплачивать свои долги. Последний раз с ними такое происходило в XX веке: в 1930-м Англия отказалась платить свой долг Америке в 14,5 млрд. долларов, затем с ней солидаризировались Франция и Италия.
Однако в последнее время лидеры мировой экономики в дефолтах замечены не были (не считая технических дефолтов в США).
В недавнем прошлом дефолт объявляли такие страны как Мексика, Аргентина (дважды) и Россия.
Учреждения, призванные следить за государственными финансами Украины – Минфин и Нацбанк, уверенно говорят, что дефолта не будет. В конце прошлого года министр финансов Украины Наталья Яресько сказала, как отрезала – Украине в настоящее время дефолт не грозит. На Давосском форуме она также сказала: «Украина — пример того, как неправильно оцениваются риски. Для нашей страны риски преувеличены. После глобального кризиса 2008 года, риски которого также были оценены неправильно, нам предрекали дефолт не один раз. Но эти прогнозы так и не оправдались. Украина, наоборот, показывала себя дисциплинированным заемщиком». Приблизительно такой же аргументацией пользовалась в сентябре прошлого года, глава НБУ Валерия Гонтарева выступая на саммите Yalta European Strategy в Киеве.
«В 2015-м году Украина должна выплатить долгов на сумму около 10 млрд. долларов. Однако известно, что золотовалютных резервов, по состоянию на начало года, всего 7,5 млрд., — размышляет Александр Жолудь. — «Кроме новых займов из-за рубежа у Украины источников нет. Следовательно, вопрос дефолта напрямую зависит от того, получит ли Украина дополнительное финансирование или нет».
Дефолт не причина, а следствие кризиса – эксперт.
По факту Украине в ее нынешнем состоянии рассчитывать не на что – в связи с военными действиями и сворачиванием экономики, из которой вряд ли можно будет с помощью налогов выжать необходимые суммы.
Однако, полагает Александр Жолудь, если Украина сможет получить внешнее финансирование, которого хватит как для оплаты текущих долгов, так и на покрытие вероятного разрыва в торговом балансе. То есть международные структуры поспособствуют покрытию текущих долгов, на что есть реальные основания надеяться.
Проще говоря, если некие внешнеполитические факторы (например – политика России) способствовали попаданию Украины в преддефолтную яму, то отношение других — вроде США, ЕС — могут дать возможность из этого выбраться. Потому что дефолт Украины – это выигрыш Путина, а такое положение не устроит вышеназванных игроков.
В случае дефолта у кредиторов нет никаких особых вариантов по возвращению денег. Кроме доброй воли заемщика – самое страшное - это возможный арест имущества, расположенного за пределами страны-банкрота, и то это относится только к государственному имуществу.
Суверенный дефолт, как правило, ассоциируется с разного рода лишениями для граждан страны. Однако известно, что не дефолт приводит к кризису, а совсем наоборот. И разнообразные неприятности идут не столько за дефолтом, сколько за кризисом.
В результате дефолта к государству его объявившему, достаточно долгое время относятся с недоверием, что в конечном счете выражает практическую невозможность взять новые кредиты, это как раз может отразиться и на коммерческих заемщиках из такой страны.
В последнем случае это может привести к недостаточному финансированию развития производства и модернизации уже существующего, что может потянуть за собой утрату рабочих мест. Естественно, недоверие внешних инвесторов приведет к проблемам с бюджетным дефицитом.
Однако правильно и во время объявленный дефолт, как правило, оказывается идеальным выходом. Это дает возможность использовать средства на актуальные проблемы. Это предоставляет провести реформы, которые по каким-то причинам откладывались.
«В украинских реалиях если дефолт все-таки объявят, то он в первую очередь станет дополнительным дефляционным фактором», — говорит Ярослав Жалило.
В этой ситуации следует ждать усугубления ситуации с курсом гривны. Второе, что может произойти, — возникновение серьезных проблем для многих украинских банков, как минимум тех, которые зависят от внешнего кредитования. Конечно, в настоящее время эта зависимость не так высока, как это было в 2008 году. Но это все равно серьезная проблема.