С сегодняшнего дня Нацбанк упраздняет практикуемое им ранее вычисление индикативного курса и отправляет гривну в свободное плавание. «Впрочем, эта мера всего лишь констатация факта, мизерные продажи валюты Нацбанком не могли дать никаких стабилизирующих стимулов для курса гривны. Наоборот, эта мера спровоцировала дефицит валюты и рост черного рынка – экспортеры заводили валютную выручку в страну, справедливо полагая, что она будет дорожать ввиду высокого отложенного спроса на валюту», - пишет известный ресурс «Главком».
Отменой индикативного курса НБУ признал полное фиаско в вопросе стабилизации национальной валюты на заложенной в бюджет отметке 17 гривен за доллар. А малопрофессиональные советы Валерии Гонтаревой, призывавшей не приобретать валюту, привели к обратному эффекту. В то время как средневзвешенный курс на нацбанковском аукционе 4 февраля составил 16,41 гривны за доллар, на «черном рынке» гривна продается в районе 21–22–23 за доллар. Приблизительно на эти цифры и будет ориентироваться теперь рынок, - отмечают аналитики брокера RVD Markets:
По факту Нацбанком практически исчерпаны средства влияния на курс рыночными методами, и теперь он самоустраняется от решения этой проблемы, чтобы со стороны созерцать, как на рынке гривна самостоятельно будет искать баланс.
Владимир Лановой, экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ, полагает, что попытки стабилизировать гривну накануне парламентских выборов должны были продемонстрировать некоторую стабильность. Но это спровоцировало расхождение реального рыночного курса с декларируемым, а административное встревание только усугубило положение, потому что экспортеры остановили процес ввоза валюты в Украину. Теперь валюта должна вернуться.
Потерпев неудачу в стабилизации гривны, Нацбанк устранился от решения проблемы, - эксперт.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра Разумкова, констатирует, что Нацбанк в последние полгода занимался активными экспериментами на валютных рынках, и ни один из этих экспериментов позитивных результатов не достиг. Основная причина – НБУ утратил контроль над валютным рынком, а доверие граждан он утратил еще раньше.
Сомнительно, что граждане будут готовы легально покупать и продавать валюту при сохраненном 2% налоге на покупку и других ограничениях на валютном рынке.
Эксперт сомневается, что у экспортеров вдруг обнаружатся основания вводить валюту в страну, если в ближайшем будущем они смогут продать ее втридорога. «В отсутствие четких индикаторов для валютного курса нет стимулов расставаться с активом, ценность которого понятна и принимается всеми. Думаю, есть больше рисков, что мы можем войти в очень неприятную девальвационную спираль, остановить которую будет крайне тяжело».
Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины, думает, что Нацбанк самоустраняется от исполнения собственных обязанностей, т. е. от влияния на курсообразование. НБУ избрал неверную стратегию перехода на плавающий курс, потому что в кризисной ситуации и состоянии войны отпускать ситуацию на волю рынка нельзя. Такая политика приведет гривну к неконтролируемому падению. Несомненно, удержать фиксированный курс нелегко, но Нацбанку совместно с правительством необходимо было заявить, что они будут держать курс в рамках некого валютного коридора.
Эксперт полагает, что на первых порах после отмены индикативного курса все будет развиваться неуправляемо, однако более-менее ясно, на какой отметке остановится курс, станет только в конце следующей недели. Быстрой реакции экспортеров, скорее всего, не последует, но если они поймут, что курс «устаканился», то перестанут прятать все, что только можно спрятать. Однако в случае с резким обвалом гривны у Нацбанка уже нечем этот обвал остановить.
Анатолий Баронин, директор аналитической группы «Да Винчи», говорит, что сомнительно ожидать от Нацбанка смягчения перехода от нынешнего официального курса к реальному. Понятно одно: насколько быстро они выровняются, настолько легче будет девальвационное давление в будущем. Нацбанк исходит из того, что после такого его действия в стране появится валюта, но это тоже весьма сомнительное предположение, потому что ей просто неоткуда взяться. Проблема в экспортном потенциале и сложностях у наших экспортеров на мировых рынках. Известно, что часть рынков потеряна из-за санкций со стороны Российской Федерации, другая часть рынков потеряна на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где местные производители наращивают свои производственные мощности, да и в Европе спрос не растет. Мировая конъюнктура не дает шанса на увеличение инвалютного потока в страну. Понятно также, что из иностранных инвесторов никто не будет вкладывать деньги в страну, будущее которой непонятно. Что касается средств, ожидаемых от МВФ, так они уйдут на оплату предыдущих долгов.
Эксперт считает, что валютой в настоящее время готов обзавестись любой вменяемый человек и любое предприятие. Следовательно, не стоит полагать, что существующий отложенный спрос на нее определяется только вопросами кредитования, объемами производства и некими бизнес-моделями. Сегодняшний спрос на валюту – это результат объективной неуверенности и населения, и бизнеса в своем будущем. Выбор иностранной валюты – это выбор более стабильной экономической системы сбережения средств.