Очередное эпохальное заявление сделали руководители «народной республики» Донецка. Они заявляют о намерении расширить границы квазигосударственного образования, называя себя преемниками Донецко-Криворожской республики, об этом информируют корреспонденты раздела «Новости Украины» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
6 февраля в Донецке состоялось заседание так называемого «народного совета ДНР», результатом которого стало принятие «меморандума» довольно претенциозного содержания. Представители террористической организации уверяют, что у них есть все законные основания на расширение подконтрольной боевикам территории.
В заявлении содержится утверждение о том, что «народная республика» Донецка объявляет себя преемницей прав другого сомнительного псевдогосударственного образования - «Донецко-Криворожской Республики» (ДКР). Как известно, о провозглашении этого образования заявили в 1918 году местные большевики по результатам IV съезда советов Донецко-Криворожского бассейна.
Принятый сегодня «меморандум» включает утверждение о том, что в состав ДКР вошли значительные территории, включавшие в частности:
- Харьковскую и Екатеринославскую губернию (теперешняя Днепропетровская область);
- Криворожье Херсонской губернии;
- некоторую часть уездов Таврической губернии (Крым и прилегающие территории);
- промышленные районы Области Войска Донского.
В документе, утвержденном сегодня представителями «народной республики», есть утверждение о том, что ДКР, с юридической точки зрения, якобы никогда своего существования не прекращала. Сейчас адепты террористов решили приписать своему псевдогосударственному образованию почти вековую историю, назвав себя правопреемниками самопровозглашенной ДКР.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, авторы документа обратились к народам, проживающим на украинской территории, входящей некогда в состав ДКР, а также к населению других областей. Составители «меморандума» заявляют, что именно в составе «народной республики» Донецка все вышеуказанные жители населенных пунктов имеют возможность стать «равноправными субъектами».
В лучших традициях составления серьезных документов представители «народной республики» сочли за необходимость сослаться в «меморандуме» на признанные миром законодательные нормы. В документе содержатся ссылки на принципы международного права, изложенные в Уставе ООН, и на результаты референдума в мае прошлого года (правда, мирового признания террористического плебисцита вряд ли стоит ожидать).
Содержание «меморандума» в некоторой степени перекликается с недавними заявлениями Александра Захарченко, лидера боевиков Донецка. В октябре прошлого года он озвучил планы по расширению территории «народной республики» с помощью захвата Бердянска, Изюма и Мариуполя.
Исторические параллели: разделенные почти столетием «республики».
О существовании ДКР в исторической литературе данных немного, что отчасти объясняется ее недолгим существованием. Советом Обороны РСФСР 17 февраля 1919 года принято решение о ликвидации этого образования. По сухому фактажу, оставшемуся после проекта, можно констатировать, что «республика» приказала долго жить через месяц после объявления о ее создании. По данным из альтернативных источников, временные рамки существования ДКР составили 2 года.
Смутное время, когда зафиксировано создание ДКР, в принципе способствовало формированию новых квазигосударственных образований. Согласно мнению некоторых экспертов, главной целью создания «республики» в Донецко-Криворожском регионе являлось именно формирование некоего «противовеса» созданной в это же время УНР.
Есть ряд сходств, которые объединяют 2 образования, разделяет во времени которые почти столетие:
- борьба за объединение с Россией в обоих случаях ведется неявно, под прикрытием отстаивания призрачной самостоятельности;
- акцент сделан не на национальной розни, а именно классовой дифференциации (от буржуазии в прошлом веке до олигархата сейчас);
- риторика неоднозначна в обоих «республиках». За территориальное единство Украины и отделение одновременно. Минские соглашения приветствуются, их содержание вызывает возражения. Официальные киевские власти преподносятся как враги, но договариваться надо;
- в двух случаях фиксируется тенденция избавления от «фигур» на шахматных клетках после того, как их партии сыграны.
Тем не менее содержатся в двух ситуациях и различия, которые сейчас могут довольно негативно сказаться на перспективах «народной республики» Донецка:
- в 21 век страны вошли уже без такого политического игрока мирового масштаба, как СССР. Ликвидация ДКР закреплена одним указом, в теперешней ситуации столь простого решения не предвидится, переход конфликта в фазу вооруженного противостояния не способствует;
- создаваемая для противовеса УНР «Донецко-Криворожская Республика» изначально располагалась на намного большей территории, чем теперешние «народные республики»;
- в начале 20 века Донецко-Криворожский бассейн гордо именовался «Русским Руром», за действительно значимый рывок в развитии промышленного потенциала добывающей отрасли. Теперешний Донбасс, несмотря на риторику об обеспечении всей Украины, является регионом дотационным, промышленность которого на старте сепаратизма требовала модернизации, сейчас не сможет функционировать без значительного финансового вливания.