12 февраля в Минске после переговоров между руководителями Украины, Франции, Российской Федерации и Германии был подписан документ, который включает в себя такие пункты, как полное прекращение военных действий на территории Донбасса, обмен пленными по схеме «всех на всех», а также отвод тяжелого вооружения. Алексей Макаркин, известный российский политолог и по совместительству первый вице-президент Центра политических технологий, рассказал о том, чего стоит ждать от этого соглашения.
«Подписание вышеуказанного документа будет иметь какое-либо значение лишь после того, как начнется его реализация. В настоящее же время этот документ носит, так сказать, общественный характер. В нем прописаны сроки, однако меня, как и множество простых жителей, беспокоит только один вопрос – будет ли соблюден данный документ? В нем также есть упоминание об ОБСЕ, однако хватит ли у них ресурсов, чтобы развести стороны. Второй вопрос – захотят ли стороны рассмотреть данное соглашение как окончательное? Я думаю, что это все вызовет вопросы у обеих сторон. Более того, я думаю, что это соглашение временное. Каждая из сторон будет попросту выжидать, пока вторая не рухнет. В Украине надеются на то, что российская экономика рано или поздно рухнет под давлением экономических санкций, В РФ, наоборот, что рухнет украинская и что случится новый Майдан. Вышеуказанным соглашением обе стороны фактически признали, что у них нет никакой возможности решить все стоящие вопросы военным путем. То есть на данный момент происходит полный отказ от ранее продуманных планов. Будущее пока выглядит неясно», - заявил он.
Что дает Украине это соглашение?
Согласно утверждениям большинства экспертов, подписание вышеуказанного соглашения представляет собой небольшую передышку для Украины. Так на что же будет использована эта передышка? В данном случае речь идет о реформах, которые уже постепенно реализуются, с учетом того, что получено соглашение на финансирование из разных источников на сумму в 40 миллиардов долларов. Вышеуказанное решение снимает в Украине вопрос краха национальной валюты на ближайшие несколько месяцев. Есть также соблазн взять реванш и подготовиться к еще одному раунду, модернизировав армию и военную технику, а также закупив оружие.
«На сегодняшний день всех волнует вопрос: как же будут вести себя самопровозглашенные ДНР и ЛНР? У них смутная ситуация. Многие из жителей самопровозглашенных республик не представляют, как будут жить в составе Украины, как будут обходиться без оружия. Они в мирной жизни охранники, рабочие, а на нынешней гибридной войне - командиры. Они попросту отвыкли от мирной жизни. Если же политики рассматривают данные вопросы с некой драматической точки зрения, то куда же отнести эту категорию? Понятно, им будет предложено вступить, к примеру, в народную милицию, однако не для всех это будет иметь привлекательный вид», - отметил политолог.
В России вышеуказанное соглашение трактуется немного по-другому. Все просто помешаны на мнении, что РФ обязана защитить народ Луганска и Донецка, а также не позволить разграничения. Все это прописано в документе, однако если на каком-либо этапе вдруг произойдет наступление с украинской стороны и оно увенчается успехом, то это будет иметь негативный результат для российских властей. Тогда им придется объяснять произошедшее.
«Я думаю, что на протяжении ближайших нескольких дней РФ попытается отодвинуть украинских военнослужащих от Дебальцево, а также будет дальше реализовывать попытки забрать себе эти территории. Понимаете, РФ не верит Украине, а Украина - РФ. Давайте немного отодвинем время назад. РФ ставила перед собой 2 первоочередные задачи – не допустить сближения Украины с Западом, а также добиться вступления Украины в ЕАЭС. Под конец 2013 года казалось, что миссия выполнена. Потом произошла революция, которая в РФ была расценена как госпереворот. Потом – аннексия Крыма, однако он не рассматривается в виде самостоятельной единицы. А что же случилось 12 февраля? Неужели Россия сама отказалась от всех своих планов. В документе не прописан внеблоковый статуса Украинского государства даже на уровне деклараций. Хоть РФ заинтересована в том, чтобы Луганск и Донецк номинально были украинскими, однако чтобы у них был и блокирующий пакет внешней политики», - заявил Макаркин.
Станет ли это соглашение концом войны?
«Дай Бог, чтобы нынешние военные действия закончились. Такой шанс, во всяком случае, есть. Российская Федерация заинтересована в снятии некоторых санкций. Крымские, естественно, никуда не денутся, однако санкции третьего уровня, которые связаны с финансовой блокадой наиболее крупных российских компаний, наносят серьезный урон. Более того, я уверен, что РФ таки понимает, что несет всю ответственность за Луганск и Донецк, как и то, что данный груз для нее является неподъемным. Его надо хоть бы разделить. В таком случае военные действия становятся все более опасными. Со стороны Украины также есть понимание того, что дальнейшие военные действия приведут к большим жертвам. Обе стороны понимают, что о ведении масштабных наступательных операций и речи не может быть. Речь может идти исключительно о локальных операциях, а также о стремлении максимально выровнять линию фронта. На данный момент под Дебальцево брошено огромное количество сил. Я думаю, что будет контрудар под Мариуполем. На ближайшие дни задача заключается в выравнивании территории!» - заключил он.