Размеры потерь экономического характера в результате вооруженного противостояния на Донбассе продолжают увеличиваться на фоне активизации конфликта. В самопровозглашенной ДНР сообщают неутешительные цифры: по отношению к довоенному периоду, сейчас продолжает работать лишь 10% промышленного потенциала.
Со своей стороны киевские власти еще в середине осени утверждали, что повреждена половина всей инфраструктуры в зоне боевых действий и около 40% промышленности. Впрочем, внушающего доверия всестороннего официального заключения о масштабах разрушений на этой территории все еще не обнародовано, о чем сообщает сайт Deutsche Welle.
Самый большой ущерб нанесен производствам, которые оказались в центре противостояния. Дмитрий Сахарук, начальник антикризисного штаба энергетической компании ДТЭК, вспоминает, что в некоторые моменты взрывы гремели со всех сторон.
Пытаться понять, кто стреляет, было опасно для здоровья. Работники в таких ситуациях прятались в бомбоубежищах, в хоть сколько-нибудь безопасных местах, переждав канонаду, выходили и осматривали, что было повреждено. Разрушения были весьма большие – как на производстве, так и на линиях электропередач.
Эта компания является подразделением финансово-промышленной группы СКМ, владельцем которой является украинский бизнесмен Ринат Ахметов. К этой же структуре относится и ряд производств металлургической отрасли, аналогично пострадавших из-за развернувшейся войны и нарушенного железнодорожного сообщения. Сейчас простаивает Енакиевский металлургический завод. Даже во время перемирия продолжаются обстрелы крупнейшего коксохимического завода в Авдеевке - городе, расположенном в каких-то шести километрах от Донецка.
В самом же Донецке остановил производственный цикл другой гигант - Донецкий металлургический завод, которым владеет олигарх Виктор Нусенкис. Кстати, незадолго до этого СБУ предъявило гражданину России Нусенкису обвинение в финансовой поддержке терроризма.
На самом же комбинате ситуацию не объясняют. В частной беседе один из профсоюзных деятелей предприятия сообщил, что работа остановлена из-за отсутствия сырья. Он также пояснил, что все грузовые перевозки заблокированы. И это, по его словам, не способствует росту поддержки киевских властей. Ранее, отмечает он, предприятие получало сырье для доменных печей из Карелии. "Перевозок было много, в среднем за раз привозилось по 50-60 вагонов с агломератом. Но Украина заблокировала железнодорожные перевозки. Пришлось остановить две доменные печи. Жаловаться некому", - указывает он. А тем временем только на этом комбинате не при делах остались более 6 тысяч человек. Кроме этого, он сообщил, что территория завода была неоднократно подвергнута обстрелам.
Жителям самопровозглашенных республик все время внушается, что во всех обстрелах виновата украинская армия. Однако имеются свидетельства очевидцев обстрелов центра Донецка, которые утверждают, что по жилым районам стреляют сами ополченцы. Неназванная жительница Донецка рассказала, что стреляют сепаратисты. Янукович привечал всякий сброд и уголовников. Нацгвардия или диверсионные группы - это выдумки. А потом Россия оперативно транслирует картинку с места событий, но правды от нее не дождешься.
От России, как государства-агрессора, следует требовать деньги на восстановление Донбасса - такой идеей поделился премьер-министр Украины Арсений Яценюк в ходе своего выступления на одном из украинских телеканалов. Как он собирается этого добиваться - пока непонятно.
Донбассу без экономических связей с Украиной не выжить.
В среде экономистов сейчас слышны самые печальные прогнозы о потере Донбасса для Украины, а также четверти промышленного производства расположенного на его территории. В настоящее время Луганская и Донецкая области - это «мертвая экономическая зона», полагает руководитель общественной организации Комитет экономистов Украины Андрей Новак. Он отмечает, что и на тех территориях Донбасса, которые еще остаются украинскими, из-за рисков, ни один предприниматель не станет вкладывать деньги.
Впрочем, столь пессимистичный взгляд на ситуацию разделяют не все. Сахарук считает, что, при условии, если желание заняться восстановлением региона, у кого бы то ни было появится, прежде всего, необходимо будет реанимировать хозяйственные связи и грузовые транспортные перевозки между двумя частями Донбасса, в кроме этого банковское обслуживание.
Сегодня существуют разные мнения об объемах денежных средств, нужных для восстановления, указывает в комментарии для DW доктор экономических наук Юрий Макогон. По его разумению, более всего похожа на реальную цифра - 15 млрд. долларов. "Ученый в настоящее время трудится в составе областной государственной группы по формированию стратегии развития Донецкой области до 2020 года. Чтобы предметнее оперировать суммами, для начала нужно выяснить, что будет восстанавливать крупный бизнес, а что государство", - уточняет эксперт. "Но однозначно - без восстановления связей с Украиной Донбасс обречен", - думает Макогон.
Структурно экономика Донбасса ориентировалась на экспорт. Если предположить, что предприятия на территориях самопровозглашенных республик станут работать на российский рынок, то они оказываются в еще более неопределенном положении. Ведь и сама Россия пребывает под санкциями. Но если будет достигнут мир, то, по самым позитивным сценариям, понадобится как минимум два года на то чтобы все отстроить заново, чтобы оказаться хотя бы на докризисном уровне 2008 года.