По словам Роберта Ондрейчака, бывшего государственного секретаря Министерства обороны Словакии, страна не может сохранять нейтральный статус в ситуации, когда сосед хочет ее сожрать. Более детально мнение экс-представителя словацкого оборонного ведомства относительно нейтрального статуса при наличии агрессивного соседа узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Роберт Ондрейчак, занимающий в настоящее время должность главы CENAA – словацкого Центра Европейских и Североатлантических отношений, – в своем интервью изданию "Новое время" заявил, что в случае, когда сосед хочет вас сожрать, нейтральный статус сохранять нельзя, и рассказал, как необходимо лоббировать собственные интересы на Западе и жить возле агрессивной соседней страны. Отметим, что экс-представитель оборонного ведомства Словакии ныне находится в Украине, чтобы рассказать украинцам о том, как 10 лет назад членства в НАТО добивалась его страна и как проводилось реформирование словацких Вооруженных сил.
Комментируя влияние украинского конфликта на военную доктрину Словакии, которая была принята в 2013 году, Ондрейчак отметил, что она должна быть пересмотрена в свете вооруженного конфликта на Донбассе. Еще два года назад никто ни в Европе, ни в самой Украине даже не мог себе представить аннексию Россией Крымского полуострова и агрессию со стороны Москвы на Донбассе.
Стратегия безопасности Словакии, одним из авторов которой является и Ондрейчак, была выписана исходя из низкой вероятности начала войны на территории Европы, а сегодня страны Альянса вынуждены переписывать собственные стратегии национальной безопасности – в частности, в ноябре прошлого года это сделала Польша, несколько недель назад такой шаг был сделан Чехией, в настоящее время работает над данным вопросом Германия, и Словакия также намеревается сделать это уже в самом ближайшем будущем, поскольку ситуация серьезно изменилась.
Говоря о возможных изменениях в военных стратегиях европейских стран, он объяснил: первое, что должно быть сейчас сделано, это смещение акцентов с военных миссий за границей, в частности с Афганистана и так далее, в сторону главной миссии Альянса – территориальной обороне стран, которые входят в НАТО.
Второе – Североатлантический альянс должен работать исходя из того факта, что Российская Федерация является угрозой и стратегическим соперником, а не партнером, причем данный выбор был сделан самой Россией. Ранее страны Альянса пытались ее привлечь в миссии НАТО на территории Афганистана, в борьбу с террористической угрозой и в процесс сокращения ядерного арсенала.
Россия в своей новой военной доктрине уже открыто называет НАТО своим основным стратегическим соперником.
Однако если посмотреть на новую военную доктрину Российской Федерации, то можно увидеть, что российская сторона уже открыто назначила НАТО своим основным стратегическим соперником и видит в Альянсе основную угрозу для себя.
В этой связи Североатлантический альянс просто вынужден на это реагировать: это обстоятельство скажется на подготовке Вооруженных сил Альянса, в том числе и на проведении военных учений. Необходимо научиться защищать собственную территорию, проводить в рамках НАТО совместные учения, привлекая к ним не только страны НАТО.
По мнению Ондрейчака, безопасность Украины тесно связана с безопасностью самого Североатлантического альянса, и НАТО не может находиться в безопасности без того, чтобы данная страна была в безопасности, хотя в Словакии, например, отдают себе в этом отчет далеко не все. Среди военных экспертов из стран Центральной Европы есть единое мнение, что Российская Федерация является угрозой – эта страна, аннексировав Крым, нарушила базовые принципы безопасности. Однако не все политики живут на политическом уровне в 2015 году - некоторые из них словно застыли в 2013 и не понимают, насколько серьезной является сложившаяся сейчас ситуация.
Для того чтобы остановить конфликт на территории Украины, Альянсом и западными странами должна быть создана система противовесов для Российской Федерация, ведь Украина самостоятельно не может в военном плане одолеть Россию. Без прямого российского вмешательства Украина еще в августе прошлого года смогла бы уничтожить сепаратистов на Донбассе, однако ввиду военного вмешательства России ситуация сейчас такая, какая она есть сейчас.
Комментируя перспективы вступления Украины в НАТО, Ондрейчак заявил, что в этом вопросе не следует оглядываться на РФ – это исключительно двусторонне соглашение между Киевом и Альянсом. В любом случае, это может произойти не раньше, чем через 10 лет, поскольку для вступления в Альянс Украине необходимо будет реформировать свою армию и всю систему безопасности. Кроме того, внутри украинского общества должна быть четкая поддержка данной инициативы.
Говоря о нейтральном статусе Украины, он отметил, что в Словакии говорят: нельзя оставаться нейтральной страной в условиях, когда вас хочет сожрать ваш сосед. Да, сейчас не все страны Европы поддерживают идею вступления Украины в НАТО, и получение такой поддержки также займет немало времени.
Вспоминая о личном опыте Словакии, Ондрейчак рассказал, что словацкие послы занимались лоббированием вопроса вступления в Альянс, поскольку в Соединенных Штатах сомневались в необходимости его расширения – дипломаты стучались и в Белый дом, и к членам Конгресса, объясняя свою позицию. Однако это должно быть подкреплено доверием внутри страны в плане реформ – если его не будет, то инициатива вступления в НАТО не получит ни политической, ни общественной поддержки.