В Харькове весной прошлого года, как и в ряде других городов юго-восточной части Украины, также начались волнения с призывами к отделению от Киева и созданию своей "народной республики", однако этот областной центр в конечном итоге так и не повторил судьбу Луганска и Донецка. Более детально о том, почему Харьков после начавшихся там волнений так и не пошел дальше по пути сепаратизма, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Интернет-издание Slon приводит мнение украинского политконсультанта Тараса Богдана относительно того, почему Харьков не повторил судьбу сепаратистских Луганска и Донецка. Он напомнил, что практически все пророссийские акции весной прошлого года начинались с нейтрализации руководства регионов и лиц, имеющих там серьезное влияние, при этом только Харькову удалось остаться тем местом, где мэр города Геннадий Кернес и губернатор области Михаил Добкин играли особую роль в раскладах "Новороссии". Однако этим планам так и не суждено было осуществиться, и пути региона, на который возлагались едва ли не самые большие надежды сепаратистов, разошлись с путями Донецкой и Луганской областей.
Когда на харьковских улицах начали появляться сторонники "Харьковской народной республики" с призывами "вставать" к жителям города, на реальное восстание можно было даже не надеяться, поскольку никто ничего не собирался делать, не видя для себя никакой выгоды. Город с полуторамиллионным населением продолжал молчать и заниматься своими делами. При этом отмечает Богдан, что Харьков также славится своими весьма суровыми стражами порядка, поэтому очень многие призадумались относительно необходимости взбираться на баррикады.
Иными словами, для жителей областного центра проект ХНР в прагматическом смысле представлял из себя больше издержек, нежели выгод. При этом следует помнить, что Харьков является торговым городом, в котором умеют просчитать ситуацию наперед. Для занимающей значительную часть в социально-демографической структуре города интеллектуальной среды проект "Новороссия" был совершенно непонятным – отсутствие какой-либо идеи и только лишь одна брутальность. Даже те интеллектуалы, которые являлись сторонниками Российской Федерации, с трудом могли объяснить и остальным, и самому себе, что же на самом деле представляет из себя новый харьковский суверенитет или столь требуемая пророссийскими силами федерализация.
Попытка посеять в Харькове межнациональную рознь была обречена на провал с самого начала.
Мультикультурность и толерантность – еще одна особенность данного областного центра. Объяснением этому является самое большое количество ВУЗов среди всех городов страны, и, соответственно, обучающихся в этих учебных заведениях граждан других стран. Еще в 90-х годах прошлого столетия, во времена, когда торговля в Харькове только развивалась, иностранцы включались в этот процесс весьма активно, при этом межнациональную терпимость обеспечивал высокий уровень образованности. Учитывая вышесказанное, можно понять, что попытка посеять в городе межнациональную рознь была с самого начала обречена на провал.
Еще одно очень важное обстоятельство – в Харькове нет такого количества полностью отчаявшихся маргиналов, как на Донбассе. За все годы независимости Украины руководство Луганской и Донецкой областей не замечало экономических трудностей населения данных регионов, вернее, оно вообще ничего, кроме своих собственных интересов, не замечало. В итоге инфраструктура небольших населенных пунктов была приведена в совсем уж убогое состояние, а для криминала питательную среду создавало практически полное отсутствие рабочих перспектив. Данное положение дел продолжалось вплоть до недавнего времени, тогда как практически по всей стране была уже ликвидирована царившая в 90-е годы разруха.
По поводу взаимоотношений с Российской Федерацией у Харькова, как и у его жителей, есть своя, особая позиция. Итоги проведенного год назад Киевским международным институтом социологии опроса, в котором многие вопросы были посвящены возможному присоединению к РФ, отношениям с Россией и войне, в Харьковской области на каждый связанный с Российской Федерацией вопрос отвечали по-разному, тогда как население Донбасса отвечало на эти же вопросы примерно пропорционально, то есть там прослеживалась последовательная и четкая позиция.
При этом результаты опросов, проведенных осенью прошлого года, показали – харьковчане не особо доверяют киевской власти и выступают за дружбу и кооперацию с Россией, но только с одной поправкой – они выступают за это в составе единой Украины. Поэтому удивляться позиции харьковского городского головы, выступающего за единую Украину и одновременно с этим отказывающегося признать Российскую Федерацию страной-агрессором, не стоит – у Кернеса необычайно высокая поддержка со стороны горожан, поэтому было бы странно, если бы мэр и жители Харькова думали по-разному.
Политконсультант отметил, что говорить о том, что в Харькове полный штиль в отношении "русского мира", было бы неправильно – там есть люди, связывающие с ним определенные ожидания, однако эти люди объединены только лишь теорией, и для них все эти "Новороссии" и "народные республики" существуют лишь на бумаге. Город не пошел по пути сепаратизма, оставшись самим собой, при этом будущее видится довольно туманным, а четким является только лишь одно желание харьковчан – они не хотят войны.