В условиях повышенной секретности в минувшую пятницу Кабмин под руководством Арсения Яценюка провел совещание руководителей силовых структур по вопросам выполнения оборонного заказа в минувшем году, а также по проделанной в этом направлении работе в текущем году. Об этом в своей статье для «Зеркало недели» пишет Дмитрий Менделеев.
Он подчеркивает, что, как и в минувшем году, так по всей вероятности, и в нынешнем, сохраняется тенденция снижения возможностей государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), целью которых является обеспечение ВСУ современной военной техникой. В первую очередь, по мнению автора, причиной этому является разбалансированность самой структуры ОПК, дряхление основных фондов, наличие на предприятиях такого оборудования, которое не работает на полную мощность, а также критическим финансовым состоянием ОПК и нехваткой квалифицированных кадров.
Покупают то, что можно, а не то, что нужно.
Автор отмечает, что нынешнее правительство продолжает порочную практику своих предшественников в плане формирования оборонных заказов не от реальной потребности армии, а от наличия финансового ресурса в госбюджете, который предусматривается на эти цели Минфином. В свою очередь, это означает, что Вооруженным силам нужно выбирать, что в первую очередь покупать - самолет или вертолет, средства связи или радиолокацию, бронетехнику или беспилотники.
«Судя по всему, перевооружение армии ни у руководства оборонного ведомства, ни у правительства, на повестке дня не стоит. На это указывает то, что Нацгвардия и Минобороны включили в список приобретаемого вооружения те образцы, которые уже довольно давно перешли в группу излишнего военного имущества, а также предназначались для продаж зарубежным покупателям. К примеру, танки Т-72. Однако самое отвратительное заключается в том, что в оборонном заказе нет даже самого маленького намека на решение какой-то, даже одной из стратегических задач, учитывая опыт боевых действий на Донбассе. Никто и не думает относительно налаживания массового производства новых систем высокоточного оружия», - отмечает автор.
Менделеев подчеркивает, что еще вчера правительство и президент должны были бы дать команду немедленно провести анализ имеющихся в стране разработок в сфере вооружений, а также собрать несколько рабочих групп для решения стратегических задач, поскольку именно на выполнение данных целей и должен направляться оборонный заказ. Автор отмечает, что Минобороны в настоящее время стыдливо навешивает гриф секретности на закупки иностранного бронированного хлама и разной устаревшей боевой техники.
Нужно полагать, что когда в государстве ведутся боевые действия, армии нужно закупать то, что крайне важно для поддержания боеспособности. Автор подчеркивает, что «в нашем случае, нарушены самые ключевые принципы формирования оборонного заказа страны, а основной упор сделан на то, чтобы навязать армии закупки у предприятий того, что они уже имеют». При этом, по словам автора, в эти позиции включена даже техника, которую в течение минувших лет Минобороны продало предприятиям как уже излишнее имущество для дальнейшей перепродажи за границу. Стоимость этих изделий очень отличается от цены их продажи покупателям.
Довольно бурную деятельность в плане поиска того, что можно «выгодно впарить» Минобороны, начали за рубежом и украинские спецэкспортеры, которые принялись активно отрабатывать разные схемы поставки импорта военной техники и вооружений. А учитывая то, что иностранцы поставлять современные вооружения не готовы, наши поставщики вспомнили о давно отработанном военном хламе. «На протяжении нескольких месяцев Министерство обороны «умудрилось» восемь раз внести изменения в оборонный заказ. Естественно, все изменения были подкреплены соответствующими письмами от Генерального штаба ВСУ, которые «выдавливались» из военнослужащих задним числом, уже после фактического формирования предложений для правительства», - отмечается в статье.
Раньше зарабатывали на экспорте, теперь на импорте.
Согласно решению правительства объем госзаказа был увеличен практически в два раза. Он достиг почти двух миллиардов гривен. По информации, предоставленной источниками в Минобороны, сумма дебеторской задолженности предприятий по поставкам вооружений составляет около 1,4 миллиарда гривен. Такие же цифры фигурировали и во время совещания в КМУ в пятницу.
Менделеев отмечает, что цена закупки импортных образцов вооружений значительно возросла, несмотря на освобождение от налогообложения импорта.
К примеру, цена радиолокационной станции контрбатарейной борьбы AN/TPQ-49, которую обещало поставить ГП «Укринмаш», увеличилась с 9,71 до 12,59 миллиона гривен за единицу. При этом, цена таких же станций AN/TPQ-48, которые были бесплатно переданы Украине как техническая помощь, составляет 118 тысяч долларов, что на тот момент по коммерческому курсу равнялось всего лишь 2,4 миллиона гривен.
«В государственном бюджете появилась еще одна лазейка для незаконных доходов владельцев оружейного бизнеса, которые ранее зарабатывали на экспорте оружия, а сейчас с большим рвением - на импорте. Но в нашем случае они воруют деньги налогоплательщиков!» - пишет Менделеев.