Контуры неизбежных предстоящих изменений в украинской экономике просматриваются уже сейчас, причем перемены напоминают чем-то одновременно и "лихие 90-е", и интеграцию наиболее бедных стран южной части Европы в европейский рынок. Пойдет ли украинская экономика по пути "балканизации" в дальнейшем, узнавали журналисты раздела "Новости "Украины" издания "Биржевой лидер".
Издание "Репортер" напоминает, что украинское правительство, пускай и с трудом, но все-таки сумело провести через парламент пакет законопроектов, принятие которых позволит стране получить финансовую помощь от Международного валютного фонда, избежать дефолта, и оплатить импорт энергоносителей. Однако в экономики Украины уже запущены процессы, из-за которых углубление сегодняшнего экономического кризиса становиться необратимым.
Как долго продлиться этот самый кризис – предсказать сейчас невозможно, однако по его завершении украинскую экономику совершенно точно ожидает полная структурная перестройка, причем основные контуры предстоящих изменений просматриваются уже сейчас. Эти изменения в чем-то напоминают так называемые "лихие 90-е", а в чем-то – интеграцию в европейский рынок наиболее бедных стран Южной Европы. Стоит рассмотреть более детально те направления развития кризисных процессов, которые будут предопределять в несколько ближайших лет рельеф украинской экономики.
Принятие программы сотрудничества с МВФ после победы Майдана стало ключевым решением, повлиявшим на развитие ситуации в украинской экономике – данная программа пришла на смену программе финансовой поддержке Украины со стороны Российской Федерации, о которой договорились в конце декабря прошлого года Владимир Путин и Виктор Янукович.
В российском плане предусматривалось выравнивание платежного баланса Украины за счет предоставления украинской стороне более низкой цены на природный газ и предоставления кредита в размере 15 миллиардов долларов, за счет которого планировалось поднять уровень внутреннего спроса. Кроме того, Янукович рассчитывал за счет этих средств поднять перед президентскими выборами зарплаты и пенсии. В перспективе также предусматривались более широкий доступ к рынку Российской Федерации украинских товаров, участие украинских предприятий в программах производственной кооперации. В целом все это должно было стать катализатором экономического роста, который, впрочем, был бы полностью завязан на Таможенном союзе, как минимум – в несколько первых лет.
Совсем другую логику имела программа финансовой помощи со стороны МВФ, а также идущее в связке с этой программой Соглашение об ассоциации с ЕС. В частности, предполагалась, что предоставленная фондом финансовая помощь позволит залатать бреши в платежном балансе Украины из-за ухудшения отношений с РФ, проведение в стране непопулярных реформ, в частности, повышения тарифов на энергоносители, а также открытие для украинских товаров рынка Европейского Союза, на который в течение двух-трех лет должна полностью переориентироваться промышленность Украины.
На сегодня, 9 марта 2015 года курс украинской гривни к доллару США укрепляется и торгуется на отметке 22,25, - отмечают аналитики брокера Форекс Тренд / Forex Trend:
Все пошло совсем не так, как планировалось.
Однако события стали развиваться совсем не так, как планировалось – в восточной части Украины началась война, уровень коррупции в стране так и не снизился, объем экспорта в Россию существенно упал, а европейский рынок так и не смог стать ему полноценной заменой. Украинские производители вряд ли смогли бы переориентироваться на рынок Европы всего за один год – для этого необходимы годы кропотливой работы и серьезные инвестиции, тогда как инвестировать в страну, на территории которой идет война желающих очень мало.
В результате, негативные для Украины последствия не заставили себя долго ждать. Стране пришлось столкнуться и с девальвацией национальной валюты, которая первоначально рассматривалась в МВФ как очень полезный шаг, позволяющий выровнять платежный баланс за счет оживления экспорта, с крахом украинских банков, с невозможность проведения модернизации экономики, коллапсом внутреннего рынка, и с огромной дырой в государственном бюджете. Также стране пришлось столкнуться еще и с "махновщиной", ставшей еще одним "приветом из 90-х" – институт собственности подвергся сразу нескольким ударам от желающих "отнять и поделить".
У многих в Украине вызывала раздражение настойчивость Европейского Союза и Международного валютного фонда, с которой они намекали на необходимость прекращения войны и договоренностей с Россией. Хотя логика в этих советах была железной – в случае дальнейшего продолжения военных действий все проблемы в украинской экономике только обостряются, в результате чего страна проваливается в настолько крутое экономическое пике, из которого ее будет очень дорого вытаскивать европейским партнерам, если это вообще будут возможным.
В этой связи стабилизации ситуации на Донбассе, как минимум, позволит разглядеть границы экономического кризиса – будет тяжело, но падение экономики со временем все-таки прекратиться. В случае если события пойдут по инерционному сценарию, можно предположить предстоящую "балканизацию" Украины – она станет похожей на некоторые из стран Южной Европы с маленькими зарплатами, огромной безработицей и с не зажившими до конца военными ранами, которым, впрочем, со временем все-таки удалось отыскать свое место на рынке Европы. Пойдут ли события в Украине по этому сценарию – пока неизвестно, ведь очень много зависит от сторонних факторов, и предсказать дальнейшие события пока не может никто.