В настоящее время в Украинском государстве существуют две основные угрозы национальной безопасности — война и девальвация курса национальной валюты. Военная агрессия старается разрушить государство извне, а снижение курса вместе с инфляцией способны взорвать экономический сектор и общество изнутри.
И в одной, и в другой проблеме много неразберихи, сотни противоречивых мнений, не прекращающие ошибки управленцев и мучительные вопросы населения: предательство, коррупция, непрофессионализм либо все это вместе? В этих и других вопросах разбирались аналитики раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Для миллионов семей в Украине, что живут на гривневые заработные платы и пенсионные выплаты, снижение курса и галопирующая инфляция — это трагическое обнищание.
Исчезновение доверия к правительству государства, в частности, к Национальному банку, смогло перерасти в угрозу социальных протестов. Если не поменять ошибочную политику, то лидеров в данном процессе не будет: даже те, кто пребывает в иллюзии денежных выгод и безнаказанности, обязаны понимать, что вместе со всем государством они подобрались к краю пропасти, которая владеет свойством притягивать к себе и тех, кто ее основал. Единственный правильный вариант — это объединить усилия и начать профессиональные работы по выходу из системного кризиса. Для этого требуется абсолютная ясность в понимании причин кризиса. Без подобной ясности невозможен успех монетарного регулирования даже в условиях получения помощи от Международного валютного фонда.
Стоит рассмотреть монетарную анатомию падения национальной валюты, ошибки Национального банка Украины и пути выхода из кризиса.
Переход от фиксированного к плавающему курсу валют в феврале прошедшего года должен был стать началом естественного рыночного курсообразования, выравнивания баланса платежей и постепенного освобождения экономического сектора от давления административных и коррупционных ограничений. При правильном монетарном регулировании курс валют обязан был перейти из жесткой формы валютной стабильности (фиксированного курса) к более мягкой ее форме под видом плавающего курса, то есть устойчивых колебаний (до 5–10 процентов) вокруг равновесного показателя. Диапазон колебаний, что определяет рубежи валютной стабильности, зависит от эффекта прохождения (path-through effect), точнее, влияния изменений курса валют на динамику цен.
То, что осуществляется в отрасли курсообразования с февраля прошедшего года и по сей день, не является переходом к плавающему курсу. Это годовой провал экономического сектора в беспрецедентный валютный кризис при жестких административных ограничениях, это затяжное и упорное раскручивание девальвационно-инфляционной спирали. По какой причине это происходит? Ведь, невзирая на военную агрессию и другие внешние факторы, понижение экспорта товаров (на 13,5 процента за прошедший год) не было столь катастрофическим, чтобы обвалить национальную валюту на 275,6 процента (с 7,99 гривни за 1 американский доллар до 30,01 гривни за 1 американский доллар на 26 февраля нынешнего года). Тем более что импорт товаров понизился за год на 28,3 процента, и текущий счет платежного баланса фактически достиг равновесия (-59 миллионов американских долларов) уже в апреле прошедшего года при валютном курсе 11,4 гривни за 1 американский доллар.
Ошибки монетарного регулирования.
Какие ошибки монетарного регулирования смогли привести к глубокому кризису валют? Если кратко и просто: был произведен резкий отказ от традиционных механизмов валютной стабильности (режима фиксированного курса, привычных для Национального банка Украины и общества инструментов, традиций, поведенческих моделей) без правильных действий по активизации других механизмов валютной и ценовой стабильности, что имеются в распоряжении Национального банка Украины, соответствующих новому режиму плавающего курса. Был реализован стремительный шоковый сценарий отвязки от привычного якоря стабильности (фиксированного курса) без соблюдения элементарных правил монетарной безопасности и основания другого якоря, без чего не способен нормально развиваться ни одна экономический сектор.
В большом количестве государств переход к плавающему курсу являлся бескризисным, если применялась продуманная системная стратегия (exchange rate smoothing strategy). Судя по спонтанных реакций и некоторым разрушительным действиям Национального банка Украины (возможно, в силу непонимания), у него не было подобной стратегии. По этой причине он допустил целый перечень серьезных ошибок. В общем ошибки управления Национального банка Украины можно объединить в некоторые группы.
Как рассказали корреспонденты источника «Зеркало недели», в первую очередь требовалось исключить очевидные концептуальные ошибки в трактовке целей, которые были озвучены в заявлениях официальных руководителей и будоражили все государство, в частности: «Национальный банк не отвечает за валютный курс». Законодательно ключевая функция Национального банка — это обеспечение стабильности финансовой единицы Украины, а приоритетная цель — поддержание ценовой стабильности. Следующими по приоритетности являются содействие стабильности банковской системы и поддержанию устойчивых темпов экономического роста, если это не противоречит ценовой стабильности.
Причины рекордного падения гривни.
«Любая национальная валюта не может быть стабильной при отсутствии доверия к власти и понимания логики ее действий», - пояснили аналитикам раздела «Новости Форекс, курсов валют и биржи» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» в пресс-службе брокерской компании NordFX/Nord FX.
Так, сегодня, 14 марта 2015 года, по состоянию на 22:05 курс гривни к американскому доллару торгуется на уровне 21.6495 гривни за 1 американский доллар.