В Украинском государстве процветает производство «бодяжного» бензина, с которого не уплачиваются налоги.
На украинском рынке нефтепродуктов процветает теневой сектор. Это происходит потому, что производители «бодяжного бензина» не видят никакой опасности ни со стороны фискальных служб, ни иных органов. Кроме этого они ощущают огромный спрос на собственную продукцию. При цене одного литра бензина в 25 гривен доля налогов в этой цифре составляет 11,5 гривны. Это колоссальные средства на фоне 1,5-2,5 гривен маржи, которая получается на одном литре при продаже легального товара.
Как отмечает в своей статье для издания «Зеркало Недели» Сергей Куюн, руководитель ООО «Консалтинговая группа А-95», нет контроля ни на заправках, ни на нефтебазах, ни на НПЗ. К примеру, в прошлом году отбор бензина на Кременчугском НПЗ сократился практически на треть - с 26 процентов в 2013 году до 20 процентов в 2014-ом. При том, что ранее было 30-32 процента. Одновременно с этим отбор дизельного топлива, который облагается гораздо меньшим акцизом, практически не изменился.
В сети БРСМ, успехи которой сильно разукрашивает Эдуард Ставицкий, в течение минувшего года 42 процента бензина, или 77 тысяч тонн, взялось неизвестно откуда - как раз такова разница между продажами и поставками бензина в этой существенно растущей сети. Одновременно с этим на нефтебазы вышеуказанной структуры поступило около 100 тысяч тонн компонентов и сырья для производства нефтепродуктов. «Но что случилось с этими довольно специфичными товарами? И если из них были произведены нефтепродукты, то платились ли акцизы? В этом случае речь идет о свыше 700 миллионах гривен НДС и акциза», - отмечает Куюн.
Аналогичные вопросы и к одной из самых крупных сетей заправок группы «Приват», где по результатам минувшего года каждый третий литр был неизвестного происхождения. Согласно официальным данным, собственного производства и импорта на «Укртатнафте» не хватает, чтобы покрыть розничные продажи. «Что же происходит. Контрабанда, нелегальное производство? На эти вопросы ответы должны дать фискалы, однако признаков работы с их стороны в данном направлении не наблюдается. А ведь вышеуказанные случаи только самые очевидные, и вопросы аналогичного характера можно адресовать многим иным персонажам», - отмечает автор.
Также Куюн подчеркивает, что бездеятельность Минфина и фискальных органов «попахивает» не только непрофессионализмом, а саботажем и халатностью. Бизнес, в качестве механизма для борьбы с теневым рынком нефтепродуктов, предлагает властям использовать систему электронных акцизных товаротранспортных накладных (ТТН), которая широко распространена в Европе и при использовании которой оборот нелегального топлива будет невозможным. Кроме этого, вышеуказанную систему можно внедрить довольно быстро, поскольку все условия для этого были созданы, когда шел процесс подготовки к электронному администрированию НДС. Однако представители Минфина настроены скептически, поскольку в связи с тем, что бюджетные средства отсутствуют с 2012 года, налоговики не могут применить электронные ТНН на перемещение спирта и алкоголя, стоимость которого 10 миллионов гривен. В случае топлива идет речь о потерях бюджета в размере от 5 до 15 миллиардов гривен в год.
«Так каким образом Минфин предлагает наполнить бюджет? Элементарно - путем дальнейшего повышения налогов. При этом получается обратный эффект, поскольку увеличение налогового давления только стимулирует рост теневого рынка. Введение с текущего года налога в размере пяти процентов с розничного оборота подакцизной продукции привело к тому, что большинство заправок массово стали «проводить мимо кассы», а на автодорогах появилась множество нелегальных точек», - делает вывод Куюн.
Правительство страны напрасно надеется на солидные поступления в бюджет с налогообложения топлива.
Согласно мнению Куюна, украинские власти напрасно ожидают серьезных поступлений в госбюджет с налогообложения топлива, поскольку для того, чтобы эти поступления действительно были, их необходимо начать собирать. Эксперт отметил, что внутри государства ситуация со сбором акциза не выдерживает никакой критики. Рыночные игроки все прекрасно видят - кто, куда, и сколько, только ГФСУ ничего не замечает.
Во время февральского заседания Ассоциации нефтетрейдеров, участники приняли решение наработать предложения относительно реформирования системы администрирования сбора топливных акцизов, основу которых составляла бы общеевропейская практика. На нефтеперерабатывающих заводах предлагалось создать акцизные и таможенные посты, лицензировать торговлю подакцизными товарами, ввести акцизную товарно-транспортную накладную. Кроме этого, за нелегальную транспортировку подакцизных товаров предлагалось ввести криминальную ответственность. Но, стоит отметить, что для того, чтобы реализовать вышеуказанные реформы, понадобится определенное время.
Пятипроцентный налог с оборота подакцизных товаров, на практике оказался очень непродуманным шагом, потому что сейчас опять стало выгодно пробивать топливо «мимо кассы». Из этого следует, что в стоимость топлива этот налог заложен, однако в бюджет он так и не доходит.