Конституционалист и член конкурсной комиссии по выборам директора Антикоррупционного бюро Виктор Мусияка – размышляет о реформах, Конституции и Донбассе, на страницах ресурса Лига.нет.
Виктор Мусияка утверждает, что всегда отстаивал идею реставрации конституционного правопорядка существовавшего до 2010 года, когда Конституционный суд, вопреки законодательству, восстановил действие основного закона 1996 года. Не следует забывать, что эта идея также была в числе требований Майдана, и, к тому же, ныне действующая власть получила мандат благодаря обещаниям восстановления конституционного порядка, а без возобновления действия Конституции с поправками 2004 года это было невозможно.
На ремарку о том, что прежний основной закон вернули, мягко говоря, условно законным способом, Виктор Мусияка отметил, что это действительно происходило в разрез с законодательством, однако то, как Конституцию изменили в 2010 году, а также угроза того, что в 2014 году государство может остаться без действующей власти вообще, может служить оправданием тому, что было решено провести все посредством решения Верховной Рады. Ввиду того, что, по мнению Виктора Мусияки, имелась «экстренная ситуация», эта мера противоречила Конституции, однако оказалась единственным выходом и «абсолютно оправданным».
Относительно инициативы организации Конституционной комиссии для подготовки изменений в основной закон, Виктор Мусияка, отмечая, что в государстве тяжелейшее положение, продолжается война, над частью Украины утрачен контроль, считает, что рассуждать о том, какие границы у страны будут через месяц затруднительно. В создавшейся ситуации реализовать качественную конституционную реформу не представляется возможным ввиду того, что у киевского правительства отсутствует контроль над всей территорией государства.
Следовательно, правки, подготовленные этой комиссией, скорее можно сравнить с «косметическим ремонтом». Существование такой комиссии - однозначно вынужденная мера.
Виктор Мусияка отмечает, что, прочитав указ нынешнего президента о создании указанной комиссии, он испытал что-то похожее на «дежавю», так как сей документ весьма напоминал проект о Конституционной Ассамблее периода Януковича. Более того, Виктор Мусияка отмечает, что большие фрагменты были просто скопированы из положения о создании ассамблеи.
Со своей стороны Виктор Мусияка полагает, что идея назначить руководителем этой комиссии спикера Верховной Рады довольно странная, так как если считать, что эта комиссия консультативный орган при президенте, то, неясно какое отношение это имеет к законодательному органу.
Виктор Мусияка полагает, что наиболее остро требуют сегодня в изменения разделы основного закона, посвященные вопросам судебной системы. Существует необходимость предоставить судам больше независимости, а следовательно, необходимо менять порядок и систему их обустройства. Следует изменить роль главы государства в назначении судей, ротации и прочего. Пункт о прокуратуре должен быть убран из отдельного раздела «Генеральная прокуратура Украины» и перенесен в раздел о судебной власти. Роль прокуратуры должна сводиться к обвинению в судебном процессе, а не оставаться карательным органом при президенте. Имеется много проблем относящихся к конституционному определению судебной системы.
Следующий пункт – передача полномочий местным органам власти. Необходимо конкретнее прописать нюансы децентрализации, этот процесс следует совместить с административно-территориальными изменениями. Ведь если предоставить общинам равноценные налоговые, экономические и иные права, то их следует выровнять по количеству жителей и территории.
Далее, перечисляет Виктор Мусияка, нужно изменить раздел о Конституционном суде. Требует пересмотра статус Конституционного суда, механизм его формирования и непременно дополнить «правом на конституционную жалобу».
Не следует вносить изменения в I, III, XIII главы. Это «Общие положения», «Выборы и референдум» и «Внесение изменений в Конституцию Украины».
Минские соглашения необязательны для исполнения Украиной – Мусияка.
Относительно того, что Гройсман полагает необходимым проведение выборов на территории Донбасса, Виктор Мусияка считает, что тут имеет место политическое заявление как часть «переговорной стратегии власти», ведь имеются пункты Минских договоренностей, которые, завизировал Леонид Кучма, не имеющий статуса официального представителя украинской власти. Значит, Минские соглашения не могут считаться международным документом. Иными словами, имплементация этих договоренностей для Украины необязательна, это только дорожная карта. Дела обстоят так, что требования, прописанные в Минских соглашениях, не могут быть выполнены украинской стороной.
Виктор Мусияка говорит, что не может представить, как на территории Донбасса будут проводиться выборы, в то время как граница еще не закрыта, и там по-прежнему находятся российские войска. «Это просто фантазии», - думает он.
Из этого следует, что никакого особого статуса Донбасс не получит, так как это станет возможным только после того, как российские войска уйдут из Донбасса, а граница с Россией вернется под контроль Украины.