18 марта прошлого года Россией захвачен Крым, после чего основная доля вложений Москвы в экономику полуострова шла на текущие траты без ясной стратегии развития его территории. Об этом информирует 18 марта Deutsche Welle.
В прошедшем году российскими властями потрачены на него чуть более 120 миллиардов рублей.
В нынешнем году для развития полуострова выделят еще свыще сотни миллиардов рублей. Эксперты редакции «Новости Украины» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что всего с текущего до 2020 года Кремлем запланировано выделение более 650 миллиардов рублей.
Основные объемы расходов пойдут на проекты инфраструктурного характера в Крыму.
Российская Федерация совсем не спешит из этого регона делать житницу и здравницу.
При этом, как говорится экспертами, специализирующимися на анализе регионального развития, несмотря на наличие целевой федеральной программы (ЦФП) по Крымскому полуострову, до сих пор не просматриваются приоритеты власти, какие экономические отрасли она хотела бы развивать и к каким результатам прийти.
В соответствии с данными Министерства финансов России, в прошлом году более девяноста миллиардов рублей в крымских расходах составила так называемая «бюджетная балансировка» (заработные платы работников бюджетной сферы, соцвыплаты, содержание местных учреждений, покрытие бюджетного дефицита в Пенсионном фонде Крыма). Свыше 30 миллиардов составила общая сумма целевых трансфертов из федерального российского бюджета. Они пошли на затраты по обеспечению электроэнергией (около полутора десятков миллиардов), вложения для строительства автомобильных дорог (более четырех миллиардов), железнодорожную сеть (около 3 миллиардов), жилкомхоз (около полутора миллиардов) и прочее.
Короче говоря, как заявлено корреспонденту DW первым зампредом комитета Госдумы РФ по налогам и бюджету Оксаной Дмитриевой, «в основном было это выделение финансов на текущие выплаты». Оно, кстати, оказалось весьма безболезненное для российского бюджета, если учесть, что общий объем федеральных расходов России в прошлом году составил почти пятнадцать триллионов рублей.
В 2015 году планируют сделать траты на Крым еще менее существенными – 103,7 миллиарда (всего же, учитывая иные источники финансирования, Российская Федерация готова тратить на полуостров в этом году 116,1 миллиарда рублей). Подобные данные фигурируют в содержатся в ЦФП «Социальное и экономическое развитие в Республике Крым и городе Севастополе до 2020 года». К этому сроку, как указано в данной программе, предельные суммы расходов на полуостров не превысят 681,1 миллиарда рублей (в том числе федеральные бюджетные траты – 658,2 миллиарда).
В течение последующих лет основные суммы расходов России в Крыму направят на модернизацию старых и возведение новых инфраструктурных сооружений, среди которых одним из важнейших является построение транспортного моста через воды Керченского пролива. На этот переход планируется до 2020 года затратить свыше трети запланированных крымских расходов – около 250 миллиардов (включая 60 млрд. рублей в 2015 году).
Обеспечение связи с материковой территорией России важно не только для снабжения крымчан, но и в какой-то мере для развития в перспективе туризма. По мнению гендиректора в Институте проблем регионов Дмитрия Журавлева, очевидной трудностью курортного направления является транспорт, поскольку самолетное сообщение не всеми рассматривается как вариант. Это прежде всего дорого, а полуостров привлекателен в первую очередь недорогим своим сегментом.
С его слов, построение моста «реально в условиях антикоррупционного жесткого контроля». Все сейчас, дескать, уперлось не в наличие или отсутствие тех или иных технических средств, а в предложение строить в том месте, где пошире, а не где есть уже. Тем не менее у первого варианта активная поддержка, и только можно догадываться, по каким соображениям.
Их пытается прояснить Юрий Крупнов, занимающий председательское кресло в наблюдательном совете Института миграции, демографии и азвития регионов. По его мнению, сегодня в экономической российской модели самым распространенным действием является грамотное обоснование своих затрат, получение из бюджета сумм и неторопливое их осваивание, когда ни в чем не отказывают себе. По выражению этого эксперта, такая модель перекладывается уже на Крымский полуостров, что заметно по принципам расходования средств на него.
Кроме инфраструктурных мощных проектов из ЦФП, господин Крупнов ничего значительного больше выделить в ней не может. Он затрудняется предсказать, каким будет полуостров в 2020 году. Не представляется понятным, сколько и в каких отраслях там будет трудиться людей, и что они произведут в экономике? Такая конкретика Юрию не видится, а ведь она как воздух необходима, чтобы представить будущее этого черноморского региона.
Со слов упомянутой выше Оксаны Дмитриевой, он едва ли в обозримые годы будет донором для Российской Федерации. Всего в ней таковых одиннадцать из восьми с половиной десятков субъектов РФ. При этом если проанализировать бюджеты в регионах-реципиентах, то крымский и севастопольский бюджеты – не самые зависимые от федерального вливания: Чечня и Ингушетия их превосходят в своей зависимости от федеральной бюджетной помощи.