Публичное задержание - это, прежде всего, эффективность. Такое мнение выразил Арсен Борисович Аваков, министр внутренних дел, в ходе интервью программе «События недели» на канале «Украина», комментируя резонансное задержание чиновников ГосЧС.
«Я пытался добиться двух целей, и Арсений Яценюк после того, как я ему сказал о сложившейся ситуации, также отреагировал. Мы решили это сделать публично. Следователи настаивали на том, чтобы действовать быстро. У нас была информация о том, что Бочковский может куда-то уехать. Однако система наша, к большому сожалению, и здесь нужно говорить правду, и в прокуратуре, и в судах, и в МВД все еще неустойчива, поэтому не всегда получается добиться эффекта. В связи с этим мы приняли решение действовать быстро. Мы имели исчерпывающие доказательства. За последнее время я не знаю ни одного коррупционного дела в нашей стране, где бы были столь убедительные доказательства. Обыски, которые проводились в тот день, только подтвердили наши ожидания, поэтому мы решили о задержании. Почему публично? Это будет публичной прививкой всем коррупционерам. Это символ, который показывает, что старые правила поменялись, и теперь будет по-иному. Это, как говорят юристы, такая превенция всем тем, кто только планировал начать воровать. И еще одно: я, как министр, отчетливо понимал, что легкого пути у меня не будет. Таким образом, и премьер-министр, и я апеллировали к обществу. В этом процессе мы добиваемся поддержки общества. Мы стремимся, чтобы над этим процессом был общественный надзор, чтобы никакие «договорняки», никакие договоренности, скрытые и открытые, не давали возможности коррупционерам уйти от наказания», - отметил Аваков.
Согласно словам министра, решение относительно ареста Бочковского было принято после расширенной коллегии МВД, а также проведения следственных действий с областными чиновниками ГосЧС. Было собрано много компромата. «Кроме статьи «Хищение», к этой ситуации добавилось еще и вымогательство средств у своих подчиненных. Были обнаружены записки, скорее всего, господина Стоецкого, заместителя Бочковского, где он отмечал, сколько с кого», - отметил министр. Кроме этого, он предъявил одну из таких записок, где указывалась область, сколько и куда шли деньги.
Куда шли деньги?
Согласно словам Авакова, средства шли в разные места. «Кто-то получал в Минюсте и так дальше. Следствие будет продолжаться, эпизоды будут добавляться, поскольку в ночь на субботу, после того, как прошла коллегия МВД, где открыто и жестко велась речь по коррупционным позициям, целый ряд областных руководителей ГосЧС решили не скрывать факты коррупции и публично об этом рассказали, в том числе и на допросе. Безусловно, от ответственности они освобождаются, поскольку с них требовали, а господину Бочковскому и господину Стоецкому придется объясняться. Я надеюсь, что это дело втихую не уйдет», - подчеркнул министр внутренних дел.
Также он отметил, что ситуация получит дальнейшее развитие, когда поступят данные из ФБР о деньгах, находящихся в зоне юрисдикции Соединенных Штатов, через офшорную зону Нью-Джерси. «Мы выясним, кто является владельцем второй офшорной компании, фигурирующей в схеме. Владельцами первой являются Стоецкий и Бочковский. В связи с этим мы решили продолжать информировать общественность. Многие мне говорят, что это вне правового поля. А я скажу, что процессуальных действий мы не нарушаем. Они идут параллельно. Как у министра, у меня есть право обращаться к обществу. И так я буду действовать и дальше. Я хочу поддержки как со стороны общества, так и членов правительства. В этом меня поддерживает премьер-министр», - отметил Арсен Аваков.
Согласно словам министра, в настоящее время ведутся проверки во многих министерствах. «Однако в ГосЧС нам пришлось столкнуться с вопиющим нарушением. Помимо этого, ГосЧС относится к сфере управления министра внутренних дел, в связи с этим я позволил себе такие быстрые и энергичные мероприятия. Я не думаю, что этот эпизод не будет иметь своего продолжения. К большому сожалению, система в нашей стране такова, что коррупции очень много, поэтому возможно продолжение и в иных ведомствах», - сказал министр внутренних дел.
Бояться нужно всем недобросовестным чиновникам.
Арсен Аваков подчеркнул, что все недобросовестные чиновники будут наказаны. «Те руководители, которые работают добросовестно, могут рассчитывать на адекватность и лояльность проверяющих. Более того, по итогам коллегии, мы решили создать в МВД специальные группы, даже назвали их «летучие бригады». В эти группы будут входить высокомотивированные следователи, которые смогут выезжать в любую область страны. Понятие «высокомотивированные следователи» означает, что следователи получат достойную зарплату, которой будут дорожить. На такие бригады я буду просить дополнительные средства. Мы создаем новую полицию и параллельно, меняя структуру, увеличиваем зарплаты. К примеру, зарплата нового патрульного будет примерно 8-10 тысяч гривен, а зарплата следователя высокого ранга, занимающегося особо важными делами, должна составлять 20-30 тысяч гривен. То есть мы меняем не только подходы и структуру, а и внутреннюю мотивацию», - подчеркнул Арсен Аваков.