Украина имеет в своей собственности приблизительно 3 тысячи 300 предприятий. Абсолютное большинство из них убыточны и тянут жалкое существование, зависши камнем на плечах у бедной страны. Власти анонсировали приватизацию большей доли государственных компаний. Данная задача не из простых, существенная часть государственных активов приведена до плачевного состояния, непривлекательна и требует значительных инвестиций со стороны будущих капиталовкладчиков.
И это при том, что большая часть государственных предприятий - это монополии, избавленные от требовательности конкурировать на рынке. большинство из них достаточно большие, и их объем предоставляет возможность получать все преимущества от экономии масштаба. Почему же такое количество государственных компаний находятся в плачевном денежном состоянии и, вместо того чтобы приносить финансовые средства государству, едва сводят концы с концами либо сидят на шее у налогоплательщиков? В этих и других вопросах разбирались корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
И. о. руководителя Укрспирта Роман Иванюк поделился собственным рецептом, как стране вытянуть государственные компании из болота неэффективности.
Как он рассказывает корреспондентам издания Лига.нет, причины неудач государственных компаний хорошо известны. Это и коррупция, и вымывание финансов через государственные предприятия. Имеется и социальная составляющая: страна заботится о собственных гражданах, по этой причине зачастую устанавливает цены и тарифы, отталкиваясь не от экономической, а от политической и социальной целесообразности.
«Но я бы не ставил крест на идее увеличения эффективности государственных компаний. К примеру, по тому же Укрспирту поставлена задача обрести операционный доход в количестве 17 процентов от выручки в 2016 году», - рассказывает он.
Проработав на протяжении трех месяцев исполняющим обязанности директора государственного предприятия Укрспирт, выражает уверенность он, что страна способна быть гораздо более эффективным собственником, чем в настоящее время. Исходя из его опыта в инвестиционной компании и пока незначительного, но довольно интенсивного опыта руководства государственным предприятием, он заметил три шага, которые способны помочь в решении данной проблемы.
Люди.
Для чего люди отправляются работать в государственную компанию? Для человека из бизнеса ответ на данный вопрос неочевиден. Заработные платы здесь довольно незначительные, карьеру построить тяжело, работа непрестижная. Управляющие меняются с каждой политической переориентацией властей. Если исключить коррупционную составляющую, то может оказаться, что приходить сюда и не для чего, разве что от безысходности.
Данная крепкая система руководства человеческим капиталом на государственных предприятиях - источник большого количества проблем. Как можно рассчитывать, что в компанию такого масштаба, да еще и обремененную большим количеством проблем, придет компетентный директор, чтобы получать заработную плату в 14 тысяч гривен? Ведь на трудовом рынке он стоит в разы больше. И мотивирует ли заработная плата в 2 тысячи гривен работника, который отвечает за многомиллионные закупки либо за эксплуатацию оборудования, стоящего миллионы гривен?
К сожалению, действительность такова, что государственные предприятия лишены возможности конкуренции за лучших работников на трудовом рынке. Недочеты в кадровой и управленческой политике заставляют нанимать все больше граждан, распределяя и без того негативной зарплатный фонд на довольно значительную численность неэффективных работников.
Чтобы привести к решению данную проблему, в первую очередь требуется оптимизировать штатное расписание. ключевой ресурс для этого - административные функции, которые в государственных предприятиях раздуты до нереальных масштабов. К примеру, на Укрспирте сокращается штат заводов на 20-30 процентов, а центрального аппарата - на 50 процентов. Проанализировав рабочие процессы и посоветовавшись с профсоюзами, был сделан вывод, что содержать, к примеру, по пять заместителей директора на каждом предприятии считается не по карману.
«Во-вторых, работники проходят аттестацию, и кадровые решения мы принимаем по ее итогам. Наша задача - отыскать настоящих профессионалов, которых на предприятии немало, и с их помощью эффективно руководить предприятием и производить спирт. А сокращение штата предоставит возможность предложить хорошим специалистам более высокую заработную плату.
На примере Укрспирта заметно: никто не проявлял интереса в построении четких, эффективных и прозрачных бизнес-процессов. Ведь за неэффективностью и непонятными процессами легко спрятать злоупотребления и схемы.
Краткая иллюстрация.
По результатам девяти месяцев прошедшего года, баланс Укрспирта насчитывал 96 миллионов гривен. При этом на грядущие периоды были отнесены расходы в сумме 196 миллионов гривен, в том числе на услуги, оказанные предприятию еще в 2013 году. Аудит продемонстрировал, что часть расходов вообще не была отображена в учете, так как управление не подписывало первичные документы за фактически оказанные услуги. А это все - живые финансовые средства, уплаченные кому-то без отображения в учете и отчетности.
В отличие от человека, машина взяток не берет. По этой причине автоматизация и информатизация - важнейшие шаги на пути к повышению эффективности. Для начала - нормальная система финансового и бухгалтерского учета, которая до недавних времен на Укрспирте просто отсутствовала. Во-вторых, документооборот в электронном виде, который увеличит эффективность управления. В-третьих, автоматизация производства.
Чем более процессов автоматизированы, тем ниже влияние человеческого фактора, ниже возможностей для коррупции и больше ответственности для каждого работника.
Проблема, конечно, в капиталовложениях. Чтобы создать производство, на котором в настоящее время в Европе работают не сотни, а меньше десяти человек, требуются значительные финансовые вливания. Требовать их от нашей страны сегодня особого смысла нет, оно пока не подготовлено ни финансово, ни ментально стать капиталовкладчиком (а не регулятором).