Украинская власть официально обратилась к Совету Евросоюза с просьбой развернуть на территории Украины международную операцию по поддержанию стабильности и мира. При этом посол Константин Елисеев отметил, что такого рода миссия будет способствовать «восстановлению стабильности и мира на украинском востоке путем создания соответствующих политико-безопасностных условий для имплементации Минских соглашений, а также поддержки деятельности специальной миссии ОБСЕ».
Конечно, в целом предложение относительно создания и отправки на линию разграничения какого-либо контингента, состоящего из граждан Евросоюза, не лишено интереса. Однако единственный смысл подобного рода миссии для Украинского государства, если смотреть на вещи реалистически, может состоять только в преодолении европейцами некоторого определенного болевого порога. Можно предположить, что если в Донбасс отправят такой контингент, то Евросоюз лишит его права на вооруженное сопротивление.
«Потянет» ли Евросоюз такую миссию.
Европейские политики, входя в положение действующего российского президента, могут указать своим военным на необходимость отказа от сопротивления. Поскольку, учитывая отношения российских военнослужащих к представителям ОБСЕ, не стоит даже сомневаться, что если миротворцев из Европы не отстреляют немедленно, то их возьмут в плен с целью выкупа. И тут появляется иная диллема: предусмотрены ли нынешним бюджетом Евросоюза подобного рода расходы? Участие Европейского Союза в реальной внешней политике предполагается Лиссабонским договором 2009 года, согласно которому появилась должность Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, совмещенная с должностью зампредседателя Еврокомиссии. Кроме этого еще создана Европейская служба внешних связей.
Наблюдательные миссии Евросоюза размещены в Косово и Грузии, где практически двухтысячный контингент призван следить за порядком и в составе которого полицейские и судебные органы. Подобного рода миссия действовала также и в Ливии, после того как удовлетворительно и бесповоротно разрешился вопрос Каддафи. Эксперты отмечают, что Евросоюз может быть эффективен на постконфликтной стадии, в то время когда его эмиссары контролируют выполнение соглашений, предоставляют правовую и гуманитарную помощь. Ситуация на территории Донбасса пока что не входила в подобного рода стадию.
Другими словами, идея относительно приглашения в зону вооруженного конфликта в Украине миротворческого контингента из государств Евросоюза, который координируется европейской внешнеполитической структурой, очевидно преждевременна.
Конечно, в случае получения одобрения Совета ЕС Евросоюз тоже может проводить операции быстрого реагирования, используя две действующие одновременно боевые группы численностью по 1,5 тысячи человек каждая.
Миссия ЕС не даст лучшего результата, чем миссия ОБСЕ.
От европейской миссии не стоит ожидать чего-то большего, чем от миссий ОБСЕ. Один лишь важный плюс в сравнении с последней все же есть - невозможность присутствия в ее составе представителей российского агрессора. Именно поэтому Кремль будет разными способами сопротивляться такому шагу с украинской стороны и стороны Брюсселя.
Однако вызывает сомнения способность Евросоюза решиться на подобного рода действия. Ведь в Ливии и Косово главная работа, направленная на нейтрализацию агрессивных элементов, была сделана НАТО. В целом в этом отношении представляется практически неэффективным разрывать связь между Евросоюзом и НАТО. За исключением некоторых нейтральных государств, находящихся под защитой США, в Евросоюзе отсутствуют войска, которые нельзя отнести к Альянсу. Кроме этого, нельзя не войти и в положение европейцев, ведь Вооруженные силы большинства государств Евросоюза, в частности ФРГ, находятся в довольно тяжелом состоянии.
Не так давно военное присутствие Соединенных Штатов в Европе было сведено до минимума. Сейчас, когда ошибочность такого рода стратегии очевидна, пошел обратный процесс. Среди западноевропейских государств, которые готовы к военному конфликту, можно назвать только Великобританию и Францию. При этом даже в Соединенном Королевстве сейчас развернулась дискуссия относительно подлинного состояния обороны и безопасности государства.
Отсюда возникает вопрос: если решение относительно направления в Украинское государство миротворческого контингента Евросоюза все-таки будет принято, то из кого он может состоять?
В начале марта текущего года Дэймон Уилсон, вице-президент американского Атлантического совета, заявил, что европейским государствам, в частности и членам Альянса, угрожает возникновение новых кризисов и конфликтов, если Америка не будет действовать, чтобы прекратить российскую агрессию в Украинском государстве. Он отметил, что неэффективное сдерживание агрессора может спровоцировать нападение Российской Федерации на государства НАТО и Евросоюза.
Между тем главой Атлантического совета становится Джон Хантсмен - довольно влиятельное лицо в дипломатическом корпусе республиканцев, ранее посол Соединенных Штатов в Сингапуре, затем в КНР, губернатор Юты, а также единоверец Митта Ромни, экс-кандидата в президенты.