По мнению известного украинского журналиста С. Руденко, назначение нынешнего лидера "Правого сектора" Д. Яроша советником главы Генштаба Украины В. Муженко – это очень важный сигнал. Об этом сообщают специалисты издания "Биржевой лидер".
Политический обозреватель уверен, что отныне вопрос, в чьем именно подчинении находятся добровольческие батальоны на Донбассе, в частности "Правый сектор", снят. Весь центр по координации военных действий на Востоке формируется в одном месте - в Генштабе, что в условиях прогнозируемого резкого обострения ситуации важный факт.
Внутренний фронт.
За минувший год командиры добровольческих батальонов не один раз под сомнение ставили действия Генштаба ВСУ. Так было после пресловутой иловайской трагедии в конце лета 2014 года, когда украинские добровольцы и армия понесли большие людские потери. Что-то подобное имело место и в феврале нынешнего года во время отступления ВСУ из Дебальцево. Командиры разных добровольческих батальонов напрямую указывали на того, кого лично они считают виновником данных трагедий - начальника Генштаба В. Муженко.
Высшее руководство страны не услышало эти обвинения. Главнокомандующим П. Порошенко не были учтены и итоги расследования парламентской комиссии, возложившей ответственность за трагедию под городом Иловайском на тогдашнего главу Минобороны В. Гелетея и руководителя Генштаба В. Муженко. Как результат, в феврале текущего года командир спецбатальона "Донбасс" С. Семенченко объявил о создании настоящего координационного штаба всех добровольческих вооруженных формирований, а это де-факто - параллельный Генеральный штаб. Правда, за такими словами дел так и не последовало.
Тех, кто на восточный фронт пошел добровольцами, вряд ли заподозрить можно в политических играх. Там, где поставлена на кон человеческая жизнь, нет места интригам. В воюющей стране министр обороны и Генштаб не имеют права на ошибки. А если они повторяются, то не мудрено, что возникает уже внутренний фронт. В этом случае - во главе с несколькими командирами разных добровольческих батальонов. И переломить такой фронт можно лишь с помощью интеграции данных вооруженных формирований в действующую регулярную армию.
Националистическому праворадикальному "Правому сектору" во главе с Ярошем не один раз предлагали легализоваться и официально стать частью ВСУ. Но "правосеки" каждый раз отказывались от данных предложений. Причина весьма банальна - недоверие многих соратников Яроша, которые прошли Евромайдан и войну на Донбассе, к действующему армейскому руководству.
13 февраля текущего года после подписания вторых по счету Минских договоренностей руководитель "Правого сектора" сказал, что он и его известный батальон за собой оставляют право продолжать вести активные боевые действия "до абсолютно полного освобождения территории Донбасса от современных российских оккупантов". Явный язык ультиматумов, которым до сих пор пользовался Ярош, по совместительству с минувшей осени еще и депутат Верховной Рады, в неудобное положение ставил и президента, и непосредственно военное начальство государства. Ведь лидер "Правого сектора" и вся его команда уже даже стали своего рода поистине легендарными персонажами сегодняшней войны. Ими российская пропаганда пугает своих граждан, а самого Яроша представители российского Следственного комитета даже объявили в розыск. Авторитет действующего лидера "правосеков" требовал по-настоящему адекватного применения. И вот Минобороны такое применение все же нашло.
Зачем господину Ярошу Генштаб?
Очень трудно сказать, что вообще конкретно Дмитрию Ярошу даст статус советника руководителя Генштаба. Вероятнее всего, это его демонстрация готовности в это крайне неспокойное время идти на компромисс. Единоначалие в украинской армии позволит избежать всех тех недоразумений между неофициальными и регулярными вооруженными формированиями, которые до сих пор существовали. О том, что в Донбассе возобновление активных военных действий неизбежно весной, сейчас говорят почти все без исключения эксперты. Никто из них вообще не сомневается: ДНР и ЛНР при непосредственной поддержке России и дальше будут провоцировать Украину. Здесь цель одна - вынудить представителей Киева пойти на еще большие уступки двум самопровозглашенным республикам, а если точнее - взять их на свое финансовое обеспечение.
То, что для России разрушенный Донбасс никоим образом не нужен, очевидно. Лишнее тому подтверждение - сообщение о якобы прошедшем разговоре между Порошенко и Путиным во время последней встречи в городе Минске. Согласно данной информации, глава Украинского государства предложил забрать своему российскому коллеге Донбасс, на что тот ответил: он ему вовсе не нужен.
Как бы там ни было, но сегодня украинская сторона вынуждена активно готовиться к тому, чтобы дать должный отпор агрессору. В очередной военной кампании страна обязана извлечь уроки из совсем недавнего прошлого. Один из них - между добровольческими батальонами и Генштабом не должно быть никаких разногласий. И последнее назначение Яроша – это очень важный сигнал тем, кто еще делит отечественных военных на Донбассе на "своих" и "чужих".