14 апреля в Берлине пройдут очередные переговоры по вопросам газовых поставок, в которых примут участие представители Еврокомиссии, РФ и Украины. Переговоры вызваны окончанием действия «зимнего пакета» договоренностей между Украиной и РФ, который действовал до 1 апреля текущего года. Накануне согласования условий «летнего пакета» высокопоставленные чиновники Украины и России начали публичную борьбу.
Владимир Демчишин, министр энергетики и угольной промышленности Украины, в конце марта объявил, что с 1 апреля украинская сторона намерена приостановить закупку газа у России, поскольку он будет обходиться Украине дороже, чем реверсный. Мол, приемлемой для нашей страны была бы цена в 250 долларов за 1 тысячу кубометров, и если россияне не согласятся продлить зимнюю скидку, «Нафтогаз» сможет воспользоваться услугами другого поставщика голубого топлива.
Через несколько дней после этого заявления глава компании «Газпром» через телевидение обратился к правительству РФ с просьбой предоставить украинской стороне сезонную скидку в размере 100 долларов. Фактически сразу после этого стороны («Газпром» и «Нафтогаз») подписали контракт, по которому украинская компания в течение следующих трех месяцев будет получать газ по цене 247,19 доллара за тысячу кубометров.
Украина пока не может обойтись без контрактов с «Газпромом».
В пока не утвержденном Кабмином проекте «Об утверждении прогнозного баланса поступления и распределения природного газа в Украине на 2015 год», в частности, говорится о необходимости импорта около 26 миллиардов кубометров газа и собственной добычи около 20 миллиардов кубометров газа. Согласно словам некоторых экспертов, реверса пока недостаточно, чтобы обрести независимость от российской газовой иглы уже теперь. Именно поэтому «Нафтогаз» вынужден заключать новый контракт с российским монополистом, который может оказаться миной замедленного действия.
Согласно словам Богдана Соколовского, бывшего Уполномоченного президента по вопросам энергобезопасности, скидка на российский газ означает понимание российской стороной того, что за рынок в Украине надо бороться. «Нам по большому счету якобы дали скидку, и мы очень быстро подписали контракт. Хотя, по моему мнению, российский газ нам совсем не нужен. Я не слышал о таком, чтобы жертва сотрудничала с агрессором. А на сегодняшний день выходит так, что мы у них покупаем газ, даем им возможность заработать, а они взамен спонсируют вооруженных террористов, спонсируют агрессию, убийства наших людей. Тот, кто подписал договор, становится причастным к убийствам невинных людей. Нужен ли нам российский газ? Сейчас мы потребляем примерно 40-42 миллиардов кубометров. Путем реверсных поставок с Запада мы можем поставлять около 30 миллиардов кубометров. Своего мы добываем почти 19 миллиардов кубометров в год. Получается, что нам надо купить 21-22 миллиардов кубометров. Есть такая норвежская компания, как Statoi. Сегодня она занимает второе место на рынках Европы (после «Газпрома»), и она охотно начала бы сотрудничать с украинской стороной, если бы она законтрактовала газ у нее... В минувшем году мы начали только реверс, а о больших его объемах никто не говорит, хотя уже апрель», - отмечает Соколовский.
Квартальные скидки не выход.
По словам Сергея Дяченко, руководителя Бюро комплексного анализа, то, что делает РФ, с одной стороны, является хитростью, с другой - свидетельствует об уязвимости этой страны. Вот если бы Россия по-настоящему хотела вернуться на украинский рынок газа, то пересмотрела бы контракт... Она бы не играла с этими квартальными скидками, а действительно села бы за стол переговоров, пересмотрела бы контракт и начала нормально работать на украинском рынке. Этого нет. Отсюда делаем вывод, что это тактические игры, чтобы и в будущем использовать этот газ для осуществления экономического и политического давления на Украинское государство. В настоящее время для россиян сложилась такая ситуация, что их фактически вытеснили с помощью реверсного газа... Газ, который мы получаем из РФ со скидками, будет чуть дешевле, чем тот, который можем получить с реверса. Ценовая разница - несколько долларов. Легко спрогнозировать, если погонимся за этими несколькими долларами, то получим через три месяца окончание действия скидки и все те проблемы, которые были раньше. «Поэтому нужно, чтобы общество давило на органы власти, чтобы они не соглашались с такой конъюнктурой», - отмечает эксперт.
Мария Яковлева, член коллегии Госагентства по энергоэффективности, напоминает о существовании проекта прогнозного баланса газа на 2015 год, в котором говорится о том, что планируется импортировать около 20 миллиардов кубометров газа. «Это абсолютно нормальная цифра, это обычная цифра для нас в последние 3 года, учитывая наше потребление (около 40 миллиардов кубометров газа). 15 миллиардов кубометров - это наибольшее, что может дать нам сегодня Европа. И это оптимистичный сценарий. А 5 миллиардов кубометров газа, хотим мы или не хотим, должны прийти из России. Поэтому думаю, что отказы (покупать газ в РФ), которые звучали, были только политическими. Именно с политикой связана и скидка на газ. Есть «летняя» цена и есть «зимняя» цена на российский газ сейчас. Но никаких скидок не может быть, должна быть просто цена. Но России удобно именно так. Если мы что-то делаем не так, как ей хочется, то и скидки для нас нет», - подчеркивает Яковлева.