Давид Сакварелидзе прибыл в Украину, планируя принять участие в конкурсе на пост руководителя Антикоррупционного бюро. Тем не менее в настоящее время он назначен заместителем генпрокурора Виктора Шокина. К следственным действиям его пока не допускают — в его введенье в настоящее время входят кадровые вопросы и очистка ведомства от взяточников, о чем сообщает издание «Фокус».
Воспользовавшись опытом Грузии, в Украине произвели публичное задержание высокопоставленного чиновника, транслировавшееся в прямом эфире.
Отвечая на вопрос о том, насколько эффективной было упомянутое задержание, Давид Сакварелидзе отметил, что первый блин вышел комом. В указанном случае основной ошибкой было плохое взаимодействие разных ведомств. Как известно в ходе заседания Кабмина, милиция произвела задержание руководителя Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского. Однако позже прокуратура сказала, что следственные органы МВД не предъявили доказательств преступной деятельности Бочковского и отозвали заявку на его задержание. Арестовать чиновника удалось только после открытия новых уголовных дел. В результате ГПУ вынуждена была взять ответственность на себя. Правоохранители не должны бороться с коррупцией без координации с другими профильными ведомствами, подчеркивает Давид Сакварелидзе.
Относительно публичных, на камеру, задержаний Давид Сакварелидзе уверен, что это правильное решение. Он указал, что таким образом в первую очередь следует проводить аресты как раз «своих» — членов Кабмина, депутатов, работников прокуратуры. Не следует щадить чувств проворовавшихся чиновников – закон один для всех.
На ремарку корреспондента о том, что немало людей восприняли задержание Бочковского как показушное мероприятие, для того чтобы продемонстрировать западным кураторам готовность бороться с коррупцией, Давид Сакварелидзе напомнил, что в Грузии происходили и более громкие аресты. Он привел в качестве примера историю, начальника «Железной дороги Грузии» Акакия Чхаидзе, который после смены власти спрятался в Аджарии, затем «отлеживался» на больничном.
После того как выяснилось, что никаких особых болезней к Чхаидзе нет, его посадили. Впрочем, после того, как он возместил стране 3 млн. долларов ущерба, его отпустили. Аналогичным образом происходили задержания депутатов, и сановников от правящей партии. Необходимо демонстрировать людям, что система функционирует. Надо не просто бороться с коррупцией, нужно об этом еще и сообщать общественности.
Межведомственная конкуренция существовала всегда и никуда не денется и в будущем, как отмечает Давид Сакварелидзе. Чтобы она стала здоровой, для начала следует очистить сами органы охраны правопорядка.
На вопрос о том, почему прокуратура в основном заводит дела на людей, влияние которых в настоящее время минимальное (Чечетов, Ефремов), Давид Сакварелидзе ответил, что следственные действия ведутся в отношении многих преступников, но дело в том, что темпы достаточно низки, так как саму правоохранительную систему необходимо очистить.
Коррупция основная проблема Украины - Давид Сакварелидзе.
Отвечая на вопрос о том, почему именно было принято решение в первую очередь заняться чисткой среди низшего уровня прокурорских работников, Давид Сакварелидзе, указал, что это примерно 70% личного состава ведомства. Граждане чаще всего сталкиваются именно с местными прокурорами, тем более что параллельно, на высоких постах проверки также будут проводиться. Замгенпрокурора отметил, что активная фаза начнется в апреле и продлится до сентября.
Во исполнение требований закона о люстрации из прокуратуры уже изгнали 181 сотрудника. В ближайшее время начнет функционировать Служба генеральной инспекции. Выявлять коррупционеров будут путем сравнения их доходов с принадлежащим им же имуществом, выявлять их бизнес-интересы, изучать уровень влияния, авторитет каждого прокурорского работника во всех регионах. «Будем действовать очень агрессивно»,- сказал чиновник.
Давид Сакварелидзе заверил, что президентская команда полностью поддерживает все начинания Генпрокуратуры. Если бы не было содействия Порошенко, никто бы из иностранцев в Украине не работал.
На вопрос о том, что лично его заставило сменить гражданство и приехать в Украину, заместитель Генерального прокурора заявил, что Украина для всех грузин — это символ борьбы за независимость. Грузия смогла преодолеть сопротивление деструктивных сил и восстановить надлежащую работу государственных органов. Даже во время военных действий 2008 года преступность в Грузии не посмела поднять голову. Функционировала финансовая система, правоохранительные ведомства. Того же самого хотелось бы добиться в Украине.
Было бы жаль, если бы тот энтузиазм, который отмечался на Майдане, просто сошел на ноль. В настоящее время необходимо завершить начатые преобразования, сказал грузинский реформатор, напомнив, что все попытки решить проблемы силовыми методами всегда завершаются развалом государства.
Давид Сакварелидзе не сомневается в том, что во время войны возможно провести успешные реформы. Именно крайняя необходимость стимулирует процессы реформ, принуждает провести их как можно скорее. Коррупция, отмечает г-н Сакварелидзе, намного более серьезная опасность для Украины, чем Российская Федерация. РФ, так или иначе, развалится, в чем заверил он.