Министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина можно, скорее всего, с полной уверенностью называть самым скандальным членом Кабинета министров Арсения Яценюка.
С первых дней на данной должности ему требовалось было решать вопросы веерных отключений, после этого объясняться за подписанный с Российской Федерацией контракт на импорт электроэнергии, в конечной версии которого имела место быть формулировка «Крымский федеральный округ». Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Служебное расследование по данному вопросу инициировал лично Арсений Яценюк, так что большинство рассчитывали на скорую отставку министра, который был назначен во власти по президентской квоте.
С руководителем Кабинета министров у Демчишина не сошлись отношения еще осенью прошедшего года, когда тот являлся руководителем Национальной комиссией регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЕ и КП). На одном из заседаний Арсений Яценюк произвел тому публичную обструкцию, угрожая уголовной ответственностью за веерные отключения.
С прибытием Демчишина в Кабинет министров, обстановка только приходит к усугублению. Яценюк не постеснялся критиковать одного из участников своего правительства в открытую и, со слов собеседников «Украинской правды», стоял на его увольнении в марте, когда стали вести разговор о переформатировании властей.
Однако тяжелые отношения у Демчишина не только с Арсением Яценюком.
Крупнейшая энергетическая компания государства ДТЭК Рината Ахметова с недавних времен также выступает со стремительной критикой руководства сферы, оглашая, что оно своими непрофессиональными действиями убивает энергетический сектор Украинского государства. Претензий у ДТЭК к министру собралось достаточное количество.
Вся эта публичная история – лишь верхушка айсберга противоречий среди главы государства и премьером, и разными денежно-промышленными группами, которые ведут борьбу за контроль над рынком энергетики.
Средства массовой информации уже неоднократно передавали, что украинский президент Петр Порошенко провел несколько встреч на Банковой с Ринатом Ахметовым и менеджментом ДТЭК, на которых затрагивался вопрос монопольного положения компании на рынке энергетики.
Олигарху было предложено продать долю активов, которые были приобретены на «льготных условиях» в годы президентства Виктора Януковича. Консенсуса стороны пока не добились.
Премьер-министр Арсений Яценюк в озвученной истории, со слов многочисленных корреспондентов, встал на сторону ДТЭК Рината Ахметова.
Не утаивается и то, что проявляющих интерес в энергетических активах Ахметова среди его конкурентов – большое количество. Это и Игорь Коломойский, компания которого «Бизнес Инвест» направила иск на признание незаконной приватизации «Западэнерго», и собственник нескольких облэнерго Григорий Суркис, который также присоединился к данному процессу, это и бизнесмен Российской Федерации Константин Григоришин.
Последнему, между прочим, участники рынка в неофициальных разговорах приписывают значительное влияние на текущего министра.
Сам Демчишин в комментариях подтвердил, что разговаривает с большим количеством крупными бизнесменами. «Злочевский (Николай Злочевский – бывший министр экологии, собственник нефтегазовой компании Burisma, счета которого с самого начала были заморожены в Лондоне, а после этого открыты, как генеральная прокуратура так и не получила возможности подтвердить нелегальность его доходов) приходил жаловаться на высокую ренту на газ, Григоришин выходил с предложением обновить трансформаторы. Я ему ответил - «Если имеете возможность сделать дешевле и качественнее – почему нет?» – рассказал он.
Во время беседы с источником Демчишин эмоционально отреагировал на вопросы, имеющие связь с ДТЭК, постоянно отвлекался на телефонные звонки, на полчаса отправлялся общаться с одним из своих новых заместителей по угольному направлению Игорем Мартыненковым.
Конфликт с ДТЭК.
Со слов Демчишина, с ДТЭК у министерства отношения довольно простые. «Мы говорим: «Коллеги, давайте трудиться на рыночных условиях и прозрачно». Они ответили: «Мы так и делаем, только себестоимость угля оглашать не будем», - рассказывает он.
А ведущая проблема в том, что в ДТЭК весь доход именно на угле – там, где у компании практическая монополия. Где не составит труда эти финансовые средства спрятать.
Ведь в угольной сфере мало кто имеет понятие. Кроме этого, знают только, что имеются государственные шахты, которые добывают дорогостоящий уголь. А то, что Ринат Ахметов в свое время приватизировал самые лучшие шахты – никому не известно.
Мы способны вернуться в историю, посмотреть, как ДТЭК завоевывал свои активы, при каком правительстве, каким это образом производилось... «Да, компания вложила финансовые средства в приобретенные, либо арендованные у государства компании много средств. Но в результате она поднялась до монополиста», - говорит он.
Мы не ведем разговор о реприватизации. Мы проводим беседу, что на рынке обязаны появиться несколько участников – а не один монополист, который имеет возможность диктовать свои условия стране.