Бывший нардеп, политолог Т. Чорновил рассказал, почему сегодня нельзя запретить коммунизм, но необходимо запретить КПУ, а также что могла сделать Украина, но не сделала именно в направлении декоммунизации после провозглашения независимости. Об этом сегодня пишет издание "Гордон".
Коммунизм и Компартия в Украине: что дальше?
По мнению Чорновила, идеологию невозможно запретить, можно только ограничить ее определенные проявления именно в ее прикладном определении. Повсюду существуют разные левые идеологии. К примеру, Компартия Китая. В Украине нельзя запретить их символику, а иначе что тогда делать с посольством КНР? В Киеве делегацию из Пекина не могут встречать как запрещенную структуру, хотя она также представляет данную идеологию.
Нельзя запретить идеологию коммунизма, но политолог считает, что эта идеология в себе не несет позитивного начала. Вся без исключения история ее развития показала, что она или маргинализируется, или приводит к каким-то преступлениям. При этом есть идеология, а есть непосредственно и ее конкретное применение.
Именно в украинском выражении это сталинизм, большевизм, ленинизм - то, что на самом деле исповедует Компартия Украины. "Сказать, что она явно опирается на коммунистическую идеологию, не совсем верно, - говорит Чорновил, - так как, кто читал Маркса, тот понимает, что в общем-то эта идеология утопическая, но не предвидит того зла, которое в стране происходило". Это, с одной стороны, отчетливо расплывчатая идеология, которая может многим не нравиться, а с другой - есть ее разные экстремальные выражения в виде того самого большевизма. КПУ исповедовала большевизм. И вот такое проявление идеологии непременно должно быть ликвидировано.
Единый способ с этим что-то сделать – все эти проявления постараться поставить вне закона. Тот, кто, например, восхваляет и пропагандирует Сталина или Ленина, – преступник; тот, кто восхваляет и активно пропагандирует коммунистическую историю непосредственно в пределах СССР, – преступник; тот, кто явно, демонстративно выставляет для пропаганды символику, – автоматически преступник. Возможен также вариант ограничения всей деятельности идеологии. Основное задание сейчас для властей Украины – уничтожить не коммунизм, а именно большевизм.
"Эксперт говорит, - сообщают специалисты издания "Биржевой лидер", - что украинский коммунизм – это гибридная партия и гибридная идеология". Поэтому против нее должна вестись и гибридная война. Да, власти борются против большевизма, которого формально не существует. В наше время де-юре существует КПУ с явной коммунистической идеологией. Нужно сделать так, чтобы все те проявления, существующие на сегодняшний день в Украине, продемонстрировавшие свою откровенную преступность, каким-то образом были затерты.
Здесь речь идет не о коммунизме в целом, ведь война с мельницами – это что-то слишком эфемерное. А война ведется против конкретного. И это конкретное – КПУ. Она - преступная организация, члены которой совершили настоящие преступления – их парторганизации поддержали напрямую не просто сепаратизм, а даже раскол в стране, захват территорий. Их районные и областные организации в Крыму и на востоке реально работали на захват госвласти, и КПУ эти местные организации не ликвидировала, их не осудила, то есть их действия приняла как позитив. Даже больше - это было одобрено на высшем, центральном уровне.
"За все это, - считает политолог, - КПУ должна была быть в суде давно ликвидирована". То, что до сих пор Минюст играет в кошки-мышки или попросту настолько бездарен, что не в состоянии подать необходимый нормальный иск в суд, уже совсем иная проблема. Это касается Компартии. А дальше, вполне возможно, будут другие какие-то коммунисты, марксисты…
Вся античеловечность той или иной идеологии тогда проявляется, когда ее носитель внезапно оказывается при власти. Потом, как это в свое время было в Китае, произойти может очищение, но пока нет никаких примеров, когда бы коммунисты, придя к госвласти, не превратились в античеловеческую идеологию. Можно ли сделать было так, чтобы это в Украине не развивалось? Единый способ это сделать – отделить конкретных людей от высшей власти. Это своеобразная люстрация. То, что сейчас делается, очень сомнительно и выборочно с юридической точки зрения. Это в свое время сделали все центральноевропейские государства, у них прошло все нормально, и они получили необходимый результат.
Идея В. Чорновола (отец Т. Чорновола, один из инициаторов запрета работы КПУ и проведения люстрации) сводилась к тому, чтобы мягко, спокойно, но четко провести люстрацию. И вся номенклатура партии, все высшее руководство должно было быть навсегда отрезано от какой-либо возможности когда-нибудь в государстве влиять на состояние его дел. По мнению эксперта, это и есть необходимый разрыв связки. КПУ в итоге остались бы мелкими пропагандистами левых идей. Преступления совершали конкретно взятые партийные структуры и определенные люди. В. Чорновил предлагал, осудив идеологию, сделать все-таки так, чтобы не уничтожать, не убивать, не сажать этих людей, но не дать им возможности даже хоть как-то влиять на состояние дел в родном государстве. И они бы дальше не могли развить восстановление большевизма.