Советник главы государства Владимир Горбулин полагает, что на сегодняшний день страна не имеет промышленной базы, необходимой для восстановления ядерного потенциала.
«Сегодня у нас практически отсутствует промышленная база, которая необходима для того, чтобы на полном серьезе приступить к воссозданию ядерных боевых блоков. В Украине отсутствует радиохимическая промышленность как таковая. Помимо этого, у нас никогда не было специалистов, которые занимались бы проектировкой, разработкой, созданием и, основное, отработкой ядерных блоков в боевых или же полубоевых условиях», – отметил Горбулин. «На сегодняшний день у нас попросту отсутствует возможность создать ядерный боевой блок, и за эти слова я несу ответственность», – добавил он.
Советник президента полагает, что «в Украине не следует ставить такого рода вопрос, так как это совершенно некорректно с точки зрения сегодняшнего научно-технического потенциала государства и может принести лишь нарекания в политическом плане».
Горбулин обратил внимание на тот факт, что в Украине есть большое количество полезных ископаемых. В особенности, с его слов, Украина обладает достаточно большими запасами стронция, урана и гафния, а также других элементов, которые необходимы для изготовления тепловыделяющих элементов, но до сих пор в стране «не хватало политической воли для того, чтобы сделать все возможное и невозможное для обеспечения собственной атомной промышленности тепловыделяющими сборками».
Леонид Кравчук не жалеет об отказе от ядерного оружия.
«Я совершенно не жалею. Другого выхода попросту не было. Ядерное оружие имело определенный срок жизни. Проще говоря, в 1998 году наступила бы, так сказать, смерть боеголовок. Это значит, что уже в 1998–1999 годах никто бы не смог забрать эти боеголовки для того, чтобы расчленить, так как они находились бы в опасном состоянии. Вряд ли кто-то хотел бы, чтобы указанные боеголовки начали взрываться. Только представьте себе, Украина после катастрофы на Чернобыльской АЭС, а тут еще и проблемы с боеголовками добавились бы. На тот момент необходимо было снять старые боеголовки, а затем поставить новые. У государства их попросту не было. Разве кто-то в мире занимается продажей боеголовок? Да и за что их можно было купить, если валюты фактически не было?» – пояснил первый президент Украины.
Также Леонид Кравчук обвинил РФ в невыполнении Будапештского меморандума. «Каждый раз я выслушиваю большое количество упреков. Мол, если бы у Украины было ядерное оружие, Российская Федерация не стала бы вести себя так. Полагаю, что Соединенные Штаты должны сделать более решительные шаги и дать возможность нам защититься от агрессора, предоставив современное оборонительное вооружение. Очень жаль, что в международных отношениях отсутствует такая категория, как политическая совесть и честь», – отметил он.
«В 1992 году в Будапеште был подписан меморандум о нераспространении ядерного оружия. США, Великобритания, РФ, плюс Китай и Франция (спустя некоторое время), взамен предоставили свои гарантии территориальной целостности и суверенитета. Сегодня мы видим, что российская сторона попросту игнорирует выполнение данного меморандума. Тогда Украина «сложила» 165 ядерных шахт, каждая из которых стоила более 1 миллиарда долларов. На каждой ракете было 6 и даже больше боеголовок. А сейчас мы просим оборонительное оружие для защиты себя от агрессора. Подписанты меморандума не защищают нас и совершенно не помогают защититься нам самим. Это не иначе, как вершина неуважения», – полагает Кравчук.
Вернется ли Украина к ядерному статусу?
Ранее о возможном возвращении Украине статуса ядерной державы заявлял Валерий Гелетей. Такую меру он привел в качестве ультиматума: «Если сегодня мы не сможем защитить наше государство, и если мир не пожелает помочь нам, мы вынуждены будем вернуться к созданию ядерного оружия, которое сможет защитить нас от РФ».
На сегодняшний день в ядерном клубе только семь держав – РФ, Великобритания, США, Китай, Пакистан и Индия. Согласно имеющейся неофициальной информации, ядерное оружие также есть у Израиля и у Северной Кореи.
Стоит сказать, что идея возвращения Украины в список ядерных государств появилась в Верховной Раде еще в марте. Тогда некоторыми депутатами был зарегистрирован проект закона о денонсации Договора о нераспространении, а также Будапештского меморандума. Согласно имеющимся правилам, о таком решении Украина должна сразу же сообщить Совбезу ООН и государствам-участникам за три месяца до запланированного выхода. «После этого можно приступать и к созданию собственного оружия. Данные проведенного нами исследования гласят, что 85 процентов граждан выступают за то, чтобы были приняты более радикальные меры защиты территории государства», – отметил Сергей Каплин, один из авторов законопроекта.
Политологи утверждают, что заявления Валерия Гелетея были сделаны сугубо для «внутреннего потребления». «Радикальная часть общества активно критиковала его, в связи с чем он и делал такого рода заявления. Этим он хотел показать, какой он на самом деле крутой. Однако Гелетей, вероятнее всего, даже не подумал, о чем говорил, или же плохо себе представляет, что такое ядерное оружие», – подчеркнул политолог Кость Бондаренко.