"Коррупционный скандал, активно раскручиваемый вокруг нынешнего правительства Украины - одна из форм активной борьбы за контроль над Кабмином", - считает журналист В. Портников.
Кто еще, кроме г-на Левочкина?
Каждое очередное заседание ВРУ теперь воспринимается как пролог к большому, новому политическому кризису – все-таки заблокируют трибуну или же позволят парламенту работать? Кто станет главным смутьяном? Неужели устоит коалиция под массивом критики и обвинений нынешнего правительства в коррупции, что раздаются от сторонников госвласти?
Члены "Оппозиционного блока" лишь наблюдают за очередным конфликтом в Раде, но с удовольствием критикам предоставляют свой телеэфир. Это не раз оправдывавшая себя тактика С. Левочкина - в схватке напрямую не участвовать, дистанцироваться от вполне возможных рисков - но делать все для того, чтобы конфликт разгорелся и принес самые большие дивиденды. "Благодаря такой тактике - как Левочкина, так и всех представителей группы, называемой условно РосУкрЭнерго – экс-глава администрации В. Януковича сохранил контроль над каналом Интер и после победы Майдана смог создать "Оппозиционный блок", - говорит эксперт, сообщают специалисты издания "Биржевой лидер".
Он добавляет, что подробности разных коррупционных обвинений против А. Яценюка и правительства должна изучать Генпрокуратура, а не телевидение и даже не ВРУ с ее временно созданной следственной комиссией. При этом подозревать генпрокурора в том, что он явно заинтересован в сохранении чести нынешнего правительственного мундира, не нужно. У него перед Яценюком нет обязательств.
Внешне в парламенте антиправительственная фронда выглядит скромно. В ней не представлены какие-либо серьезные политические силы. Единой силой, определенно заинтересованной в борьбе с действующим правительством еще и непосредственно с политической точки зрения, оказывается в ВРУ не прошедшая "Свобода", ранее сколотившая здесь группу из мажоритарщиков. Эту политсилу можно понять. Она рассчитывала на успех после прошлогоднего Майдана, а никак не на крах. И при этом вряд ли сейчас лидеры "Свободы" осознают, что Победа Майдана непременно означала появление в государстве современной политической нации, а это означает в свою очередь неизбежную маргинализацию партий непосредственно этнического проекта. При этом хождение во власть продемонстрировало, что прокуроры и министры от "Свободы" ничем сильно не отличаются от всех других. И сейчас, обвиняя Кабмин в коррупции, "Свобода" одновременно рассчитывает очистить от обвинений своих экс-министров и прокурора.
Но это, считает Портников, - как и присутствие возле заблокированной трибуны парламента отдельных депутатов от Батькивщины или БПП - скорее логика на маргинесе. Обвинители только создают фон, который на самом деле дискредитирует правительство и послужить может - в случае раскручивания ситуации и отказа Порошенка и его блока от поддержки кабинета - прологом к невероятному политическому кризису. В случае развала данной коалиции новую в этой ВРУ уже не создать. И тогда открывается дорога к досрочным выборам.
В новых выборах заинтересован может быть “Оппозиционный блок”, определенно считающий, что в условиях больших экономических потерь они многими избирателями будут восприниматься как меньшее зло. И в отсутствии в ВРУ сильной политфракции “Народного фронта” - фракции Майдана - сумеют сами войти в нынешнюю исполнительную власть уже не как какие-то оппозиционные министры, а как реальные символы достигнутого национального консенсуса.
Но может ли в таковых досрочных выборах сам лично заинтересован глава государства? Теоретически да. Порошенко – в некотором роде человек-оркестр, которому достаточно тесно в своем собственном кресле. То, что он хотел бы намного серьезнее влиять на правительство, несложно предположить. То, что новые выборы явно усилили бы позиции БПП и одновременно усилили бы влияние президента на Кабмин - тоже факт. Хотя Порошенко не стоит рассчитывать на успех данной схемы со стратегической точки зрения.
То, что у него нет команды - не секрет: об этом отчетливо свидетельствует каждое его новое кадровое назначение. Даже известные министры-иностранцы в правительство назначены по квоте БПП. Если предположить, что новый Кабмин будет сформирован “под Порошенко”, то он и будет за него нести полную ответственность - кто бы там условным премьером ни был. Сегодняшний высокий рейтинг БПП и президента - и низкий рейтинг Народного фронта и Яценюка - и объясняется тем, что граждане отделяют занимающегося миром и войной главу государства от активно занимающегося экономикой премьера. У украинцев есть перемирие и резкое ухудшение уровня жизни. За данное перемирие - спасибо, но вот за ухудшение уровня жизни – пожалуйста, извините.
Но с переходом самого правительства в руки главы государства он будет в народном сознании отвечать и за мир, и за войну, и за нацэкономику. Эластичность и устойчивость сегодняшней украинской власти заключается в балансировании ответственности и функций. Но когда ответственность попросту окажется в руках одного человека, одной политгруппы, достаточно одновременного ухудшения дел на фронте и ухудшения нацэкономики, чтобы все рухнуло. А этим непременно воспользуется Путин.