Сегодня перед Украиной стоят два вызова – война и необходимость модернизации. Но возможно ли проведение реформ, когда боевые действия отнимают львиную долю и человеческих, и материальных ресурсов? Российский политолог Андрей Окара считает, что возможно.
Теоретики заявляют, что мобилизационный тип управления страной во время войны делает невозможным любую модернизацию, так как стране требуется военная диктатура: жесткое единоначалие, мобилизация, ручное управление.
Но в Украине есть замечательное отличие: реформы здесь идут не сверху, как это было при русском царе Александре II, советском генсеке Горбачеве или российском президенте Ельцине. В Украине реформы требуют и готовы их проводить низы – это воля общества, воля народа. Для 85 процентов россиян, поддерживающих Путина, это непостижимо.
Украинцы за последние полтора года доказали, что народная воля – не абстракция. Именно в этом заключается главное противоречие во взаимопонимании россиян и украинцев. Ну, не могут россияне поверить, что люди вышли на Майдан не по указке американцев или бесплатно. Легендарные 85 процентов россиян, составляющих опору путинского режима, – это современные крепостные, а диалог между свободным человеком и закабаленным в принципе невозможен.
В Украине сегодня сложилась уникальная ситуация, которая дает возможность решить любые задачи. Взаимодействие на основе взаимного доверия в украинском обществе дает синергетический эффект. В таких условиях война, которая в принципе противоречит модернизации, в сегодняшней Украине становится катализатором реформ, двигателем модернизации. В стране есть реальный запрос на модернизацию, а во власти достаточно критически мыслящих политиков.