Прошел год с начала активной фазы осуществления проекта «Новороссия». Цели, которые перед сепаратистами ставили кремлевские кураторы, были достигнуты лишь в небольшом объеме. Поэтому среди сепаратистов начались разборки – кто виноват в провале проекта «Новороссия».
В комментарии интернет-изданию «Главное» украинский политолог Александр Палий отмечает, что все чаще разборки украинских сепаратистов и их российских «старших братьев» становятся достоянием гласности. Боевики, не стесняясь, пытаются взвалить друг на друга вину за провал «русской весны» на востоке Украины.
Особо активничает одиозный Гиркин-Стрелков, давно отстраненный от дел и переведенный «в запас» на территорию Российской Федерации. Украинский политолог отмечает, что Стрелок нередко говорит правду, но не из любви к объективности, а из желания очернить своих бывших «братьев по оружию» и поднять значимость своей фигуры в событиях на Донбассе.
Гиркин винит главным образом Владислава Суркова, одного из помощников российского президента Путина, который курирует проект «Новороссия». Гиркин-Стрелков ставит себе в заслугу то, что захваченный им Славянск мало пострадал в результате боевых действий, а новое военное командование Новороссии сумело захватить Дебальцево и Углегорск только после того, как артиллерия превратила эти города в сплошную руину, где не уцелело ни одного здания.
Но и к самому Гиркину немало претензий у его коллег: почему же он бесславно сдал Славянск, который обещал превратить во «второй Сталинград»? Бывший главарь ДНР Александр Бородай (тоже отдыхающий ныне от «трудов праведных») обвиняет Гиркина в том, что тот стал неадекватным, «окончательно утратил психическое здоровье».
А. Палий уверен, что публичные разборки между сепаратистами будут продолжаться, потому что всем понятно: проект «Новороссия», который задумывался как протест русскоязычного Донбасса против новой националистической власти в Киеве, провалился. Реанимировать его невозможно, единственный способ продолжить существование ДНР и ЛНР – содержать за счет российской казны местных сепаратистов, поставлять им оружие и боевую технику, присылать «добровольцев» с военными билетами из России. У сепаратистов Донбасса не осталось ничего, кроме желания грабить, убивать, расхищать гуманитарку из России. «Все, что можно было «отжать», уже распределено между главарями боевиков, поэтому единственный для них путь отхватить еще что-нибудь – начать войну между собой», - считает политолог.