За год вооруженного конфликта на Донбассе было убито несколько тысяч гражданских, сотни стали бездомными. Военные действия нанесли ущерб инфраструктуре населенных пунктов, о восстановлении которой речи пока нет.
Донецкий аэропорт после реконструкции к Евро-2012 стал настоящим украшением города. Первый бой в этой воздушной гавани случился 26 мая прошлого года, на следующий день после того, как была предпринята попытка взять его под контроль сепаратистами. Круглосуточные обстрелы из артиллерии превратили территорию аэропорта в выжженное пространство. Взлетно-посадочная полоса сейчас приведена в негодность, оба терминала не подлежат восстановлению, взорвана диспетчерская вышка.
Также от войны на Донбассе серьезно пострадал у знаменитый мемориал, расположенный на Саур-Могиле. В период неудачного наступления украинской армии в прошлом году здесь происходили активные боевые действия. В настоящее время комплекс практически полностью уничтожен.
Завод «Точмаш» расположен недалеко от Донецкого аэропорта. В будущем году ему исполнится 100 лет со дня открытия. Это предприятие неоднократно попадало под массированные обстрелы «Градов».
Можно еще очень долго перечислять все то, что было разрушено в результате военных действий, однако ясно одно – экономический потенциал когда-то цветущего региона практически полностью уничтожен. Печальные результаты в дальнейшем будут только усугубляться, если в ближайшее время что-нибудь кардинально не изменится.
После Майдана, изгнавшего бывшего президента, новоиспеченные руководители страны все силы тратили на дележку министерских должностей и проморгали постепенно нарастающий конфликт на востоке страны. Но в Донецке сепаратисты времени не теряли и умело манипулировали общественным мнением, распуская страшные слухи о направляющихся в город 700 радикалах, которые собираются снести памятник Ленину, а за сказанное на русском языке слово будут хватать людей и подвергать пыткам. И так далее, и тому подобное.
Трансляция событий на Майдане неплохо иллюстрировала грядущие ужасы. В Донецке были организованны первые отряды самообороны, которые взялись охранять общественный порядок. Милиции отнеслась ко всему происходящему пассивно. К февралю отрядов самообороны в городе уже имелось три или четыре.
Население, брошенное на произвол судьбы политиками, которые не позаботились о том, чтобы развеять сомнения граждан, утратило контроль над реальностью. Однако в городе стало появляться все больше людей, говорящих с заметным российским акцентом. На подступах к городу были возведены блокпосты, на которых, совместно с гаишниками, стояли граждане Донецка, имеющие активную гражданскую позицию. Они занимались проверкой автобусов, видимо, для выявления радикально настроенных приверженцев Майдана.
Нищета в ДНР вопиющая.
Строение Донецкой областной госадминистрации в экстренном порядке укрепляли металлическими листами и решетками для защиты его от повреждений при возможном штурме. Градоначальник Донецка Александр Лукьянченко и глава областной администрации Андрей Шишацкий в своих выступлениях постоянно напоминали, что «переворот в Киеве» незаконен, что Донбасс не желают слушать, и прямо говорили, что добром это не закончится.
События утратили томность 1 марта, когда многотысячный пророссийский митинг перерос в попытку захвата помещения Донецкой областной госадминистрации (ОГА). Ее удалось пресечь силами внутренних войск, однако 3 марта штурм вновь повторился, и в этот раз здание было захвачено, хотя всего на одни сутки. На следующий день была обнаружена противопехотная мина, и под предлогом эвакуации всех удалось удалить из ДонОГА. Пророссийские активисты, которые оказались под открытым небом, почувствовали себя обманутыми. Они соорудили баррикады вокруг ОГА и запустили круглосуточную трансляцию российских телеканалов.
После того как АТО началась в Славянске, стартовала масштабная информационная кампания, посвященная теме «уничтожения Донбасса войсками хунты». После того как 26 мая произошел бой за аэропорт, в Донецке осознали, что началась война.
За год Донецк под властью самопровозглашенной ДНР из яркого и самобытного мегаполиса превратился в унылый населенный пункт. Город покинуло множество людей. Работать с властями «республики» не имела желания даже Россия, фактически РФ ограничилась предоставлением гуманитарной помощи. Да и та, как правило, не доходит до простых людей.
Параллельно в Луганской народной республике казаки и другие военизированные формирования устраивают перестрелки, претендуя на право контролировать гуманитарную помощь из РФ. Несомненно то, что это происходит не из-за недостатка продуктов. Имеющиеся подозрения, что в тентованных машинах из России поставляется оружие, не лишены оснований – с ним в самопровозглашенных республиках дефицита не наблюдается.
Выдача социальных выплат и зарплат от властей «республик» проходит эпизодически, в среднем раз в квартал, и в очень скромных размерах. Сначала была выплачена тысяча гривен всем пенсионерам. Сейчас происходит выплата в российских рублях, но 1700 рублей по курсу 0,5, действующему в Донецке, - это всего 850 гривен. На фоне выросших цен (в Донецке они примерно на 50% выше, чем в остальных регионах Украины) эти деньги выглядят смехотворно.