В Украине проводится реформа системы прокуратуры. С этой целью проводится конкурсный отбор. Те, кто не пройдет его, будут уволены. Об этом сообщил Давид Сакварелидзе, заместитель Генерального прокурора Украины, назначенный на эту должность в феврале 2015 года. Результаты реформ можно будет получить уже к концу лета, но только на глубокое реформирование придется затратить годы.
Конкурс пройдет в два этапа. В открытом конкурсе смогут участвовать даже те, кто никогда не работал в прокуратуре. На первом этапе проводится тестирование профессиональных знаний, на втором этапе тестированию подлежат общие знания и навыки. Пять тысяч вопросов на профессиональную тему будут представлены ста кандидатам. Через открытый конкурс будут набираться руководители 178 местных прокуратур, как отметил Сакварелидзе. Кроме того, прокуратура нуждается в специалистах, поэтому замглавы ГПУ объявил набор специалистов по управлению кадрами, бизнес-аналитиков, а также новых следователей в Генеральную инспекцию, напоминающую собой отдел внутренних дел. Еще ГПУ нуждается в департаменте реформ.
Не все приветствуют реформы во время военных действий, однако, по мнению отца «шоковой терапии» в Польше Лешека Бальцеровича, для противостояния агрессору необходима сильная армия, модернизации которой невозможно добиться, имея слабую и разрушенную экономику. В свою очередь, экономику сильной без реформ не сделать. Война как раз и есть стимул для реформ, а нежелание проводить реформы, мотивируя войной, является отговоркой. Война является ускорителем реформ и необходимо делать реформы еще быстрее, чтобы еще быстрее усилить экономику.
Заместитель главы ГПУ отметил, что 30% работников прокуратуры – это честные и профессиональные люди. Это главная опора ГПУ. Что касается конкурсного отбора, то Сакварелидзе уверен, что если человек прошел открытый и соревновательный конкурс, то это увеличивает вероятность его честности. Для системы очень важно правильно оценить и иметь правильные стандарты, по которым набираются кандидаты. Не менее важно для всех повышение по карьерной лестнице.
Хирургическая зачистка рядов сотрудников ГПУ, при которой одних убирают, а других назначают, не принесет желаемых результатов. 19 тысяч сотрудников необходимо довести до оптимального числа – 10 тысяч человек. Сакварелидзе назвал это самоочищением от коррупции в прокуратуре. Коррупция – это прежде всего конкретные люди, от которых и необходимо очищать ее.
Одновременно Сакварелидзе сообщил о намерении добиться роста зарплат сотрудникам, поскольку даже у него зарплата 6000 гривен, и прожить на нее невозможно. На низкую зарплату работать долго никто не сможет, как отметил замглавы ГПУ. Он привел пример, когда в Грузии была создана система материальной мотивации, следователю, раскрывшему громкое дело на миллионы долларов, полагалась премия в несколько тысяч. Зам главы ГПУ предлагает украинцам создать аналогичную систему.
По срокам реформа должна быть сделана на основании закона, который должен быть принят. Если он войдет в силу, то в местных органах уже в августе будут работать новые прокуроры. Еще через пару лет вступят в силу новые законы и реформы и найдут свое отражение в главных процессах.
В комиссию, которая будет оценивать работы конкурсантов, войдут представители общественности, представители международных организаций, неправительственных организаций, профессионалы своего дела. Всего в комиссии должно быть около 8 человек.
К Генеральной прокуратуре это не относится. Однако у Генеральной прокуратуры, в частности у Виктора Шокина, появился очень реальный шанс сделать хорошее дело. Не использовать его, значит больше такого шанса не иметь. Поддержка Главного прокурора в проведении реформ означает их серьезность, что реформы проводятся государством.
Главной задачей реформ является борьба с коррупцией, а публичные аресты не являются показухой, как считают немногие, а наоборот, это показатель нетерпимости к коррупции решительности и неизбежности наказания. Естественно, что ограничиться только арестами прокуратура не может, если хочет добиться доверия от населения, как пояснил замглавы ГПУ. Необходимо менять философию прокуратуры, что будет оценено обществом.
Шанса у беглецов не будет, если будут проводиться внезапные проверки. Что касается сомнений в опытности юристов, не работавших в прокуратуре, то в первую очередь у человека должен быть опыт юриста. Много вопросов вызывает существующая система работы в прокуратуре. Требует ответа вопрос о норме раскрываемости преступлений, о закрытии не имеющих судебной перспективы.
Введение гайд-лайнов для прокуроров облегчает им задачу, согласно которой решаются какие-либо случаи конкретно, чтобы дело решалось исходя из общей картины, положения обвиняемого и т. д. Например, если мера наказания от 5 до 8 лет, то в гайд-лайнах будет четко оговорено, в каких случаях применить максимальный срок, а в каких минимальный. Как поступить в том или ином случае, прокурор должен решить без согласования каждого шага с вышестоящим начальством.
Для того чтобы прокуроры меньше проводили времени за заполнением бумаг, будет введен электронный документооборот. Все эти преобразования ожидаются уже в августе. Процесс реформирования, как отметил Давид Сакварелидзе, заявивший, что остальные процессы, являющиеся главными, займет еще 2 года. Для этого нужно еще хорошо поработать.