Мирослав Маринович занимает должность вице-ректора Украинского католического университета (УКУ), кроме того – он считается одним из тех, кого называют моральными авторитетами современности. Сам же он скромно характеризирует себя оптимистом и счастливой личностью, так как Украина, борьбу за которую он начал вести еще в 70-е годы минувшего столетия, прямо у него на глазах приобрела государственность, независимость и свободу. Об этом пишут эксперты раздела «Новости Украины» издания для инвесторов «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Диссидентом Маринович стал в молодом возрасте. В 27 лет он уже являлся одним из основателей Хельсинкской правозащитной группы, а спустя год за его инициативу чтения на сцене Киевской консерватории стихотворения Тараса Шевченко «Заповiт» он был отправлен на семь лет в лагеря строгого режима и еще на пять лет в ссылку.
Спустя некоторое время Маринович написал книгу «Евангелие от юродивого». В ней автор отметил, что в местах лишения свободы он ощущал себя более комфортно чем, к примеру, в лавах Советской Армии. Как ни парадоксально это может показаться, но свободных людей в СССР он нашел за колючей проволокой, а не вне ее.
На протяжении 90‑х Маринович посвятил себя правозащитной деятельности, принимал участие в общественных организациях. При этом, он не один раз отказывался от карьеры политика и известности.
На сегодняшний день религиовед может заниматься тем, что ему больше всего по душе, а именно работе со студентами, и формирует собственное, глубоко религиозное понимание происходящих в Украине процессов.
Майдан стал новым этапом роста в свободе.
События на Майдане и военные действия на Донбассе стали для Украины стали очередным этапом роста в свободе. Само собой, в этом процессе приходится сталкиваться с болезнями роста. Благодаря революции достоинства, украинцы почувствовали национальную солидарность. Вначале люди все по отдельности приходили на площадь, а вернулись из Майдана единой нацией. Вместе с тем граждане Украины еще не до конца осознают цену свободы и не знают, как ею правильно пользоваться, как утверждает Мирослав Маринович.
Процесс этот длительный и не лишен сложностей, а люди хотят получить все и сейчас, что стало поводом начала разговоров о третьем Майдане. Маринович убежден, что нынешняя власть не состоит из врагов государственности Украины, а это означает, что никакой необходимости в бунте нет. Майдан для общества является свободолюбием, но не демократией. В современном мире необходимо создавать настойчивые политические группы, отстаивать свои интересы.
При этом, убежден ученый, общество не должно пугаться из-за того, что власть часто меняется. В период испытаний и кризисов правительства меняются быстро, поскольку происходят изменения в потребностях людей. К примеру, в послевоенное время в Италии смена власти происходила каждые шесть месяцев, и над страной тогда смеялась во всей Европе, но это был немаловажный период роста в достижении свободы.
После того как всего за один год была создана нация, теперь ее нужно модернизировать. Это означает избавление от советской патерналистской модели управления. Нынешнее правительство это пока что делает не без труда — они хотят сами всем все дать. Однако в стране, где идет война и экономика в разрушенном состоянии, это невозможно. Сейчас нужно отпустить людей и прямо заявить: мы не можем вас обеспечить, но создадим условия, чтобы вы помогли себе сами.
По словам Мариновича, его совершенно не пугает появление в Украине сразу нескольких центров политического влияния. Самое главное, чтобы они не делили страну, используя вопросы цивилизационного выбора — между Россией и Европой. Также ученого интересует вопрос, нет ли в поддержке общественности экс-губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского тех же самых проявлений патернализма: мол, кто‑то сильный решит вместо нас может решить все проблемы? Вполне возможно, что используя тот же принцип, украинцы руководствуются в своей европейском выборе, что если СССР и Россия дискредитировали себя, то мы должны идти в Европейский Союз.
В процессе роста в свободе, считает Мирослав Маринович, украинцы должны задавать себе эти вопросы. В противном случае есть риск того, что, выбирая Европу, мы сами не понимаем, что на самом деле выбрали.
Советское мышление есть не только в восточных областях Украины.
По словам религиоведа, нельзя считать, что люди мыслят советскими стереотипами исключительно на востоке страны, и что такого не встретишь на Галичине. К примеру, мусорная люстрация — люди не без радости начали вершить самосуд над плохими чиновниками, начав бросать их в мусорные контейнеры. Все это произошло после революции достоинства, где украинцы выступали против унижения человека, за верховенство права.
В ответ на это в Галичине Мирославу Мариновичу заявляют, что вся проблема заключается в судебной системе Украины, мол, мы – маленькие люди, от которых мало что зависит, что они не могут добиться справедливости. Такие заявления, по мнению Мариновича, и есть проявлением мышления эпохи Советского Союза. Люди до сегодняшнего дня не верят в свои возможности, в силу совместного действия. Поэтому можно бесконечно называть себя антикоммунистами по идеологии, но показывать своими делами именно эти идеи. Мало вырасти в свободе, важно еще вырасти в морали.