По словам главы ДонОГА Александра Кихтенко, у Украины нет альтернативы углю, добываемому на Донбассе. Более детально мнение Кихтенко относительно безальтернативности донбасского угля для государства изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Александр Кихтенко, выступая на одном из политических ток-шоу, заявил, что у Украины фактически нет альтернативы углю, добываемому на Донбассе – единственным вариантом могут стать закупки угля у Российской Федерации. Поэтому, чтобы не закупать данные ресурс у страны-агрессора, государству следует закупать уголь у донбасских шахт.
Глава областной госадминистрации подчеркнул, что в данной ситуации не следует заниматься популизмом, рассказывая о финансировании террористов. В настоящее время уголь марки "А" добывается только лишь на Донбассе – на территории Луганской области, и в Российской Федерации. Он объяснил, что если прекратить закупку угля данной марки, то некоторые из украинских тепловых электростанций просто остановятся. Например, будет остановлена работа Славянской ТЭС, и это означает отсутствие электроэнергии.
Эксперт: в Украине дефицит угля.
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических исследований, комментируя в эфире программы "24, День" акции протеста шахтеров, отметил, что среди вышедших на митинг горняков были рабочие как государственных, так и частных шахт. По его словам, на принадлежащих государству угледобывающих предприятиях в настоящее время действительно есть проблемы с выплатой заработной платы. В частных шахтах горняки получают зарплату вовремя, однако там существует ряд проблем иного характера.
Возможно, что не все шахтеры вышли на акцию протеста по зову сердца, однако глубинные проблемы в украинской угледобывающей отрасли есть, а профильное министерство для решения данных проблем не делает фактически ничего.
Марунич объяснил, что реализовать на практике заявление главы Минэнерго Владимира Демчишина, пообещавшего снизить себестоимость угля в течение одного года, будет невозможно. Более того, на государственных угледобывающих предприятиях себестоимость угля будет только расти. Эксперт напомнил, что в стране, за весь период ее независимости, не было построено ни одной новой шахты. Был всего лишь один глобальный проект по строительству шахты, однако этот проект так и не был реализован.
Говоря о роли на угольном рынке контролируемой Ринатом Ахметовым компании ДТЭК, Марунич объяснил, что данная компания не является монополистом. Она контролирует всего лишь часть предприятий страны, и у нее возможность для добычи угля по низкой себестоимости, тогда как тарифы все равно устанавливаются согласно решению НКРЭ.
Комментируя разговоры о необходимости консервации и закрытия украинских шахт, эксперт напомнил, что для этого все равно потребуются средства, а если говорить об оптимизации, то данный процесс, скорее всего, предусматривает сокращение численности работников шахт, а также оптимизацию рабочего процесса на самих угледобывающих предприятиях.
В настоящее время, подчеркнул он, Украина столкнулась с доселе неизвестной ей проблемой – с дефицитом угля. В этой связи все решения, касающиеся закрытия угледобывающих предприятий, необходимо принимать очень осторожно, поскольку в итоге это может обернуться колоссальным дефицитом топлива. Сперва, объяснил Марунич, необходимо просчитать баланс угля, и только затем можно будет принимать соответствующие решения.
Страна нуждается в кардинальной реформе угольной отрасли – Портников.
По мнению политолога Виталия Портникова, Украина нуждается в кардинальном реформировании своей угледобывающей отрасли. Если этого так и не будет сделано, то данная отрасль и дальше будет использоваться с целью реакционного политического реванша. Он подчеркнул, что при этом не нужно рассказывать самим шахтерам, будто бы они являются реакционерами. Шахтеры – это трудяги, которым нужно кормить свои семьи, тогда как реакционерами, по мнению Портникова, являются все, кто молча соглашался с самим фактом отсутствия реформ в украинской угледобывающей отрасли в течение всего периода независимости Украины.
Реакционеры – это те, кто привык к использованию олигархами принадлежащих им угледобывающих предприятий не так с целью бизнеса, как с целью проведения социальной мобилизации для защиты своих собственных интересов. У олигархов есть своеобразный джентльменский набор из телевидения и шахтеров. При помощи телевидения подготавливается соответствующий информационный фон, а шахтеров выводят на акции протеста. Это словно своеобразный сандвич, в котором прослойкой между телевидением и шахтерами является начинка из доступа к бюджету власти и собственности.
Эти люди никогда не будут заинтересованы в том, чтобы в угледобывающей отрасли страны была проведена настоящая реформа, и решиться в данной ситуации на реформирование отрасли может только власть. Именно должна сказать шахтерам всю правду, но для этого необходимо ее единства одновременно с отсутствием популистских подходов. Необходимо понимание властью того, что Украине, рано или поздно, все-таки придется расстаться с большей частью своей угольной промышленности, и в данном случае нужна готовность выдержать вероятную дестабилизацию ситуации и падение своего рейтинга.