В постановлении правительства №300-р от 31.03.2015 г. «Об утверждении перечня и норм накопления в системе экстренной медицинской помощи лекарственных средств и медицинских изделий первой необходимости для организации медико-санитарного обеспечения гражданского населения во время особого периода», которым в Украине предусматривалось создание государственного запаса медикаментов, выявлена коррупционная составляющая, а кроме того, этот документ вызывает другие вопросы, относящиеся к качественному и количественному наполнению указанного резерва.
Как рассказывает в статье для ZN.UA Инна Ведерникова, в перечне упомянуто больше 300 различных лечебных средств. Из них около сотни предметов медицинского назначения, среди которых инструменты и различное оборудование. При этом упоминается, что все это в огромном количестве должны приобрести органы местной власти для того, чтобы наполнить государственный резерв лекарств. Что любопытно, покупать все это необходимо за счет государственной субвенции, направленной на экстренную медицинскую помощь.
В списке упоминается не один десяток тысяч конвалют «Спазмалгона», «Ибупрофена», «Ношпы», «Новокаина», кроме того, речь идет о нескольких тысячах дефибрилляторов, бактериологических лабораториях, микроскопах и всего того, что поможет в оказании неотложной медицинской помощи, если возникнет надобность.
Всего на эти закупки предполагается истратить примерно 45 млрд. гривен. В то же время весь бюджет здравоохранения на текущий год укладывается всего в 9 млрд. гривен, как отмечается в материале.
Автора заинтересовало то обстоятельство, что в перечне упоминаются медицинские препараты под торговыми марками, в то время как логичнее было бы просто вписать непатентованное наименование (например, ацетилсалициловая кислота, а не «Аспирин»). В этом автор видит готовое пространство для манипуляций при проведении конкурсных торгов. Непонятно также, почему немалая часть препаратов, оказавшихся в списке, не значится в государственном врачебном формуляре экстренной помощи? Для чего бюджет тратит средства на те медикаменты, которыми не лечат острые состояния? Кроме того многочисленный список разделен между разными областями по уравнительному принципу.
ZN.UA отослало информационный запрос руководителю здравоохранительного ведомства с упомянутыми вопросами. Однако в полученном ответе от пресс-службы ведомства, утверждается, что распоряжение Кабмина вполне корректно.
Список составлен непрофессионально – эксперты.
В то же время опрошенные специалисты, близкие к медицинской отрасли, подвергли критике постановление правительства. Заведующий кафедрой менеджмента охраны здоровья НМУ им. Богомольца Валентин Парий заявил, что у него имеются претензии к качественной составляющей документа. Он отмечает, что в Украине обычно в подобного рода списках указывают международное непатентованное наименование. Это делается для того, чтобы исключить конфликт интересов. Однако часть наименований в этом документе указана как раз в виде торговых марок, что ясно говорит о существовании указанного конфликта. Кроме того, подчеркивает эксперт, есть такие документы, как государственный медицинский стандарт, клинический протокол, табель оснащенности и врачебный формуляр. Последнее — это список жизненно-необходимых действенных, недорогих лекарственных препаратов, которые могут использоваться при оказании неотложной медицинской помощи.
Тем не менее в распоряжении упомянуто 84 лекарственных средства, которые не внесены в этот формуляр и считаются второстепенными медицинскими препаратами. Эти препараты также не включены в клинические протоколы. Кроме того, в списке имеются лекарства, которые в настоящее время по разным причинам в продаже просто отсутствуют. Параллельно имеются аналоги, которые производятся другими компаниями, но они не упомянуты.
Эксперт также удивился тому, что норма препаратов на регионы определялась по уравнительному принципу. Как, говорит он, можно сравнивать Днепропетровскую область, где живет 3,2 млн. человек и, например, Тернопольскую — в которой проживает всего 1 млн.? При этом они обязаны приобрести по 1 514 бактериологических лабораторий и по 302 тыс. единиц настойки валерианы, сказал Парий, добавив, что у него есть ощущение, что профильные эксперты вообще к работе над этим документом не привлекались.
Глава Украинской Федерации общественных организаций помощи охране здоровья гражданского общества Владимир Загородний говорит, что коррупционная составляющая в постановлении Кабинета министров №300-р несомненна. Он не понимает, как вообще такой неграмотный и сомнительной прозрачности документ мог быть принят на уровне правительства, кроме того, эксперт отмечает, что в Министерстве здравоохранения заявили, что они не знают, откуда вообще взялся этот список, и кто его подготовил.
Кроме того, Загородний сообщил, что, согласно данным, которые оказались в его распоряжении, отдельные мобилизационные резервы уже сформированы. При этом за полгода правительство так и не пожелало обеспечить потребности больных людей в зоне АТО. Все это время происходит оживленная переписка между ведомствами, в результате которой никак не удается выяснить, что можно использовать из резервов, а чего нельзя. Медикаменты без толку лежат на складах, срок годности истекает, а граждане мучаются без медпрепаратов.