Вчера Российская Федерация назначила своего нового спецпредставителя в контактной группе по Украине. Им стал Азамат Кульмухаметов, Чрезвычайный и Полномочный Посол по особым поручениям МИД России. Что представляет из себя новый переговорщик? В декабре минувшего года он закончил миссию посла в Сирии. Правительством Башара Асада Азамат Кульмухаметов был награжден орденом высшей степени за заслуги перед САР.
Новое назначение было прокомментировано Кремлем с той точки зрения, что целью такого решения является «повышение уровня представительства Российской Федерации на соответствующих переговорах». Об этом сказал Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ. Специализация Азамата Кульмухаметова по Ближнему Востоку российскую власть нисколько не смущает. «Арабисты - филигранные дипломаты», - сказал Песков.
Следует отметить, что Михаил Зурабов, посол РФ в Украине, хотя и вышел из переговорной группы, продолжает оставаться на своем посту в Украине. Среди причин, почему Зубаров был выведен из переговорной группы, озвучивают его близость к украинскому президенту Порошенко. «Довольно длительный период времени у действующего российского президента были надежды, что у него все-таки получится додавить Порошенко и принудить его к реализации российского сценария Минских соглашений. Однако ему это не удалось. Эта стратегия, а также тактика влияния на украинского лидера через Зурабова, использование последнего для воздействия на Петра Порошенко - все это не сработало. Российская Федерация уже не надеется отыскать какой-нибудь прямой контакт с президентом Украины, лично с ним договориться. Поэтому в Зурабове нужда отпала, как в канале прямой связи с украинским президентом», - отмечает политолог Владимир Фесенко.
Следует также подчеркнуть, что и сам Михаил Зурабов слегка тяготился собственной ролью в переговорном процессе и уже достаточно давно пытался покинуть его. «Михаил Зурабов давно хотел покинуть должность посла РФ в Украине, он давно хотел это сделать, однако у него это не получилось. Из-за того, что победу на выборах одержал Порошенко, Зубарова вернули, и ему пришлось поработать в этом качестве еще некоторое время. Не последнюю роль также сыграло и желание самого Зурабова уйти из этого процесса», - отмечает Владимир Фесенко.
Почему же выбрали как раз арабиста, при этом бывшего послом в Сирии, в которой конфликт до сих пор не утих и сегодня является одним из главных в мире?
Работа будет не над разрешением конфликта на территории Украины.
Согласно мнению Фесенко, Кульмухаметов будет работать не в пользу разрешения украинского конфликта, а наоборот, в пользу его развития. «Тактику переговорного процесса меняют, прислали человека, имеющего опыт в дипломатической игре вокруг конфликта. Важно отметить, что это опыт не в решении конфликта, поскольку сирийский конфликт, как все знают, не разрешен, он зашел в тупик. Нужен был дипломат, поэтому речь не о специалисте по украинскому вопросу. А выбран дипломат-конфликтолог. Однако конфликтолог, работавший не над тем, чтобы разрешить конфликт, а над тем, чтобы его развить, над отстаиванием довольно жесткой позиции российской стороны в рамках очень сложной дипломатической игры. Поэтому ждать какого-то прорыва в минском процессе не стоит. При этом решение принимается в «нормандском формате», лидерами государств, уточняется, а потом готовится министрами иностранных дел.
Теперь речь будет идти о более жесткой позиции Российской Федерации. В Минск прислали технического исполнителя, который станет вести довольно жесткую переговорную игру. Не нужно впадать ни в пессимизм, ни в оптимизм. Необходимо четко понимать тот факт, что Минск - это надолго, если реализация Минских договоренностей не будет сорвана из-за новых военных действий или из-за проведения боевиками собственных выборов. К Минску надо относиться как к исключительно технической процедуре», - полагает Владимир Фесенко.
Согласно мнению российского политолога Дмитрия Орешкина, новый переговорщик от Российской Федерации будет придерживаться только жесткой позиции. При этом, по мнению политолога, стоит ожидать перехода к «холодному миру», а не очередного витка военных действий. «В формат новых взаимоотношений РФ и Украины это вписывается. Это переход к гибридному холодному миру. В связи с этим меняются и главные персонажи на переговорах. В риторическом плане позиция становится еще более жесткой. Однако, по моему мнению, угроза прямой военной экспансии в Украине становится с каждым месяцем все менее очевидной, поскольку издержки такого подхода растут. Если снова что-то начнется, тогда разговоры по поводу того, снимать санкции или нет, вообще уйдут в астрал. Их уже никогда не снимут. А санкции имеют значительные последствия, несмотря на то, что говорит российский президент. Бесцветного человека Зурабова поменяли на более проверенного и жесткого человека, с опытом в сирийских проблемах, где, как считают наши власти, было столкновение интересов с Америкой. Наши верят, что в Украинском государстве они имеют прямое столкновение с Америкой. Эта сказка пропагандистов для них самих становится фактом, и они начинают верить в него», - подчеркивает Дмитрий Орешкин.