На сегодняшний день Украина может сделать выбор только между двумя вариантами: или действительно радикальные и достаточно рискованные реформы, или безнадежные.
«В данном случае я полностью согласен с Кахой Бендукидзе в том, что времени на постепенное проведение реформ от одной сферы к другой попросту нет. Причем данное утверждение можно применить фактически к любому государству, идущему по пути перехода от коммунистической к рыночной модели экономики. Однако в случае с Украиной указанный фактор является критическим», – отмечает Иван Миклош, бывший министр финансов Словакии.
«Украина находится в состоянии войны, что особенно усложняет ситуацию. Существует единственный возможный путь достичь успеха в таких условиях – воплощать реформы целостно, максимально глубоко и радикально», – добавил он.
«Украина непременно справится с этим вызовом. Я докажу это на примере Словакии. В 2003 году Словакия находилась в похожей экономической ситуации. Тогда мы решили пойти по пути одновременного достижения как макроэкономической стабилизации, так и воплощения очень глубоких структурных реформ. Это помогло за год сократить дефицит бюджета с 8,2 до 2,3 процента. Затем, в последующие годы, мы смогли добиться максимального экономического роста в Европе. Вместе с тем мы сократили бюджетные траты в соотношении с ВВП из фактически 40 процентов в 2000 году до 33 процентов в 2008 году. Однако данные цифры являются относительными. В действительности же, благодаря экономическому росту, бюджетные траты значительно возросли, и сократились они только по отношению к ВВП, демонстрировавшему динамичный рост. Таким образом, в абсолютном измерении бюджетные расходы ежегодно увеличивались на 10 процентов», – рассказывает Миклош.
Он отметил, что как раз 2003 год Словакия и использовала для подготовки структурных реформ, макроэкономической стабилизации и бюджетной консолидации. «При этом к непосредственной реализации реформ мы приступили в 2004 году. По этой причине 2015 очень важен для Украины, ведь нужно максимально ответственно подойти к стабилизации макроэкономических показателей и хорошо подготовиться к проведению глубоких реформ уже с 2016 года», – подчеркнул бывший министр финансов Словакии.
«Пример нашего государства говорит о том, что все это может сработать, если реформы будут действительно радикальными, всеобъемлющими и комплексными. Налоговая реформа в Словакии была одной из самых радикальных в мире, и в итоге она сработала. Нужно сказать, что мы даже не ожидали от нее настолько позитивных результатов. В Киеве я очень часто слышу, что на своем старте Словакия была в более благоприятных условиях – тогда наблюдался глобальный экономический бум, и, помимо этого, у нас не шла война. Мой ответ будет таков: это действительно так, у Словакии было значительно больше времени. Однако это не причина для того, чтобы отказаться от проведения такого рода реформ в Украине. В данном случае все наоборот - это причина для того, чтобы проводить реформы еще более комплексно и радикально», – отметил Миклош.
Политическое лидерство является главным условием реформ.
«Нужно отметить, что основным предусловием действительно успешных политических реформ должно быть политическое лидерство, так как на 90 процентов реформы являются политической проблемой, а не технической», – подчеркнул экс-министр финансов Словакии.
«За все года перехода к рыночной экономике у нас имеются различные примеры успешных и не очень преобразований. Данный опыт показал нам, что политическое лидерство – это необходимое условие для совершения действительно успешных реформ. Другими словами, необходимо, чтоб у реформ был владелец. Не менее важно говорить с людьми, поясняя, что именно вы делаете и с какой целью. Нужно доказать, что предпринимаемые шаги необходимы государству в целом, а не только правительству, что власти делают это не от давления Всемирного банка или МВФ, а потому, что это необходимо народу Украины», – рассказывает Миклош.
«Те государства, где были действительно хорошие лидеры, которые без колебаний брали на себя ответственность за проведение реформ, стали по-настоящему успешными. Знаем мы и другие случаи. К примеру, Греция, где недостаток собственной заинтересованности в реформах в итоге привел в тупик. Если реформирование происходит только по той причине, что этого требует Тройка (основные кредиторы Греции: Европейский центральный банк, МВФ и Европейская Комиссия), то и результаты будут соответствующими. Я же уверен в том, что у Украины имеются все необходимые условия для проведения действительно успешных реформ. Основное из них – это Майдан и президентские и парламентские выборы, последовавшие за ним. Они предоставили правительству сильный мандат на совершение различных важных реформ и интеграцию государства в европейское сообщество», – заключил Иван Миклош.
Бронислав Коморовский, в свою очередь, отметил, что необходимость проведения реформ в государстве для украинцев является более серьезным вызовом, нежели агрессия со стороны РФ. С его слов, на сегодняшний день Владимир Путин представляет не самую большую угрозу для Украины, так как стратегическим вызовом для государства является именно проведение внутренних реформ.